В Волгограде продолжают устанавливать все обстоятельства трагедии на Волге после столкновения катамарана «Елань-12» и двух нефтеналивных барж теплохода «Капитан Вечёркин», произошедшей накануне вечером напротив бывшего речного порта в Ворошиловском районе.
Как рассказали V1.ru в пресс-службе агентства морского и речного транспорта РФ, наиболее вероятной причиной трагедии стало поведение капитана плавучей дачи «Елань-12» Дмитрия Хахалева.
— Регистрацию катамарана и допуск его на воду производило МЧС, так как он относится к маломерным судам. Столкновение произошло не по причине ненадлежащего состояния плавательного средства, а из-за поведения капитана при управлении судном. «Капитан Вечёркин» с двумя пустыми баржами шёл по судовому ходу, со всеми необходимыми огнями. К капитану судна никаких вопросов нет, — пояснили в федеральном ведомстве. — На воде имеется судовой ход, на который незарегистрированным маломерным и частным судам выходить не рекомендуется. Как минимум во время захода на него такие суда должны освобождать ход. Ходовые огни должны быть слева и справа, обычно они синего и красного цвета. По правилам, корабли расходятся левыми бортами.
На уровне здравого смысла, без навигационных средств маломерному судну ночью передвигаться авантюрно, но на практике такое часто случается. Те же рыбаки выходят на реку по ночам. Но если судно выходит на судовой ход, его капитан должен понимать, какую ответственность он берёт на себя. Тем более если на борту люди. В таких случаях нужно быть предельно внимательным, следить за скоростью и обстановкой вокруг.
Суда агентства морского и речного транспорта РФ в спасательной операции не участвовали. Все поисково-спасательные работы проводились силами регионального управления МЧС.
— Наши плавсредства в поиске пострадавших не участвовали, — сообщили в пресс-службе федерального ведомства. — Мы постоянно получали оперативную информацию от МЧС. Поэтому мне не известны все детали случившегося.
Сложность транспортировки катамарана к берегу, который удалось пришвартовать только в районе посёлка Купоросный Советского района Волгограда, в ведомстве объясняют мерами безопасности и надеждой спасти как можно больше людей.
- Судя по всему «Елань-12» перевернулась, поэтому было сложно отбуксировать судно. Перепады глубин не позволяли его швартовать. У спасателей были в наличие все необходимые средства, но они делали всё аккуратно. При переворачивании судна, существуют риски задеть его винтом и повредить. Не было известно о масштабе его повреждения, поэтому была угроза, что катамаран может просто развалится в воде при швартовке. Также можно было нанести травмы находящимся на нём пассажирам. Усложняло спасательную операцию и то, что не знали точное число находящихся на борту человек и количестве выживших. В темноте ничего не было видно. Боялись задеть винтами и судно и людей.
Подобные трагедии на воде в России происходят довольно редко.
-Системой обеспечения безопасного передвижения судов на воде занимаются МЧС, спасательные службы, транспортная полиция. Столкновения маломерных судов с транспортниками случаются нечасто. Тем более, когда суда перегружены. Пассажиры катамарана должны были быть по технике безопасности иметь спасательные средства, тем более при перегрузке судна. Судя по всему, их не было, — пояснили в пресс-службе агентства морского и речного транспорта РФ. - Существует система контроля на воде. Но мы лишний раз получили урок. Два лишних стакана водки, привели к трагедии, которые часто случаются в Африке, а не в России.
Напомним, что на разбившемся при столкновении катамаране отдыхало 16 человек. Находившиеся на борту отмечали день рожденья командира роты №1 взвода №2 ОБДПС Виталия Неграша. Большинство пострадавших — полицейские и члены их семей. Из 16 человек спасти удалось пятерых.
Алексей Серебряков
Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Волгоградской области