Пилоты в залитых грязью шлемах и очках устало заезжают на стоянку международного ралли «Шелковый путь» и тут же отвозят свои внедорожники на мойку. На отдых после непролазной грязи Волгоградской области у экипажей из 24 стран мира остается всего несколько часов.
Ощущение, что на раскаленном асфальте небольшой парковки может расплавиться резина. Финишировавшие пилоты тут же расстегивают фирменные комбинезоны и прячутся от палящего солнца под большими зонтами. Бесконечные «американские горки» по астраханским пескам, ныряние в болотистые участки и хитроумные гонки с преследованиями — всё это осталось за стоп-линией.
— Я уже восьмой раз еду по «Шелковому пути» — первое ралли было таким эмоциональным, что я его почти не помню, — признается пилот команды «КАМАЗ Мастер» Антон Шибалов. — Я очень спокойный? Раньше еще спокойнее был. С возрастом нервы не те, да и работа у нас непростая. Во время гонки бывают такие ситуации, что штурман и механик меня даже порой успокаивают. На «Шелковом пути» нас каждый год преследуют дожди — в прошлый раз шли все две недели. В этот раз они застали нас и в Астрахани, и в Калмыкии, и в Волгограде. Где песок — еще нормально. А вот где глинистая почва, как в Светлом Яру, там уже нескучно. Грузовику такие участки даются непросто. За время ралли мы и сами посидели, и других повытаскивали. Не без этого. Солончаки в степях, грязь. Порой места бывают просто непроходимые.
Все участки гонки по-своему интересные: в Волгоградской области уже не песчаные дороги, а леса. В Астрахани целый день — бугры, ямы, песок. А тут лесные дорожки, перелески. Правда, если они намокнут, будет очень нескучно. Тяжелым грузовиком трудно управлять на скользкой дороге. На этой гонке бывало, что и сами посидели, и других повытаскивали. Антон Шибалов.
Небольшой лагерь рядом с волгоградским аэропортом живет по своему, неведомому обывателям, расписанию. Алгоритм простой и четко отработанный: тщательная мойка увязших в грязи машин. Дальше в игру вступают механики — крепкие мужчины играючи перекатывают гигантские колеса и тут же залезают под машину.
— После гонки у меня есть всего час или два на отдых, — делится механик экипажа Ахмет Галяутдинов. — Дома ее готовит целый коллектив мастеров: инженеры, мотористы, слесари. А в пути с любой неполадкой должен справиться сам экипаж. Сегодня перед финишем поймали очень много грязи — слава богу, что нигде не встряли. Одна из команд потеряла два грузовика и даже снялась с ралли.
Механики из Японии, рассматривая колесо, шумно обсуждают свои планы и делают пометки в потертой тетради. Услышав вопросы, мастера вежливо кланяются и убегают от камер со словами: «No time». А вот несколько девушек в ярко-красных толстовках, обступив русскоговорящего механика, с удовольствием рассказывают о своем путешествии.
— Я один в команде говорю по-русски, — Байра улыбается во весь рот и моментально переводит все вопросы на японский. — Я-то езжу на «Шелковый путь» в третий раз, а эта девушка — ее зовут Кезукаями — тут впервые. Обожает машины, знает, где лежат все запчасти, и даже помогает ремонтировать наш грузовик. Жалуется лишь, что ей тяжеловато стирать вещи в таких походных условиях. Но это всё меркнет, когда она говорит о гонках. Ее родители очень волнуются и каждый раз говорят: «Удачи!»
В команду попал совершенно случайно, когда переехал в Набережные Челны. С машинами не был на ты. Я из тех людей, которых вырастила команда. Взяли совсем зеленым. А сейчас набираюсь опыта — в команде я уже четыре года. Ахмет Галяутдинов.
Рядом с механиками и членами экипажа, обступившими свои машины, участники гонки ставят походные кресла и возвращаются к цивилизации: кружка горячего кофе, интернет и свежие новости.
— Вырваться из привычной жизни на целую неделю непросто, — объясняют экстремалы на суперпроходимых внедорожниках.
— Мы собрали машинку за две недели, — рассказывает пилот багги из Москвы Алексей Бердинских. — Нас предупреждали, что по пути будет очень грязно и сыро. Если честно, ожидали больше грязи. Никакого дискомфорта не испытали. Наоборот, после астраханских песков было прикольно покататься по волгоградским грязным дорожкам. Конечно, ралли — это наше хобби. Мальчики так развлекаются. Накатались, выпустили свою дурь, и стало попроще. На самом деле, не смотрите, что мы все такие спокойные сейчас. Тут очень много импульсивных ребят, и внешность обманчива.
После гонки мне достаточно легко сесть на легковую машину. Правда, иногда хочется с нормального асфальта свернуть — где-то на обочинку, где-то по полю срезать. Что иногда и происходит. Алексей Бердинских.
Уже завтра экипажи из 24 стран мира стартуют из Волгоградской области в сторону Липецка.
Виктория Рындина