Сегодня весь мусульманский мир отмечает один из своих главных праздников — Курбан- байрам. Мечеть в Ворошиловском районе Волгограда с утра успела принять около пяти тысяч человек. Её основатель Абдулгани Исхаков рассказал V1.ru о рождении мечети и о том, что пришлось пережить мусульманам в нашем городе.
Уроженец Татарстана Абдулгани Исхаков, которого местные мусульмане называют старейшиной, переехал в Волгоград в 1988 году. Он и не предполагал, что когда-то будет служить имамом в городе-герое долгих 15 лет и что мечеть на улице Поворинской со временем перерастет сарай.
— По сути, меня заставили быть имамом, — вспоминает Абдулгани Исхаков. — Меня выбрали на общем собрании, когда скончался мой предшественник. В те времена мечетью был маленький сарай, который вмещал в себя от силы человек сорок. В праздничные дни там с трудом утрамбовывались пятьдесят. С годами людей становилось все больше, и вместе с единомышленниками мы решили создать нечто большее по масштабам.
Путь к становлению имамом и получение разрешения на строительство дались Абдулгани через огонь, воду и медные трубы.
— В то время была чеченская война. Незнающие люди тогда называли всех мусульман ваххабитами. Те, кто в этом не разбирался, даже меня в их ряды чуть было не приписали. Сейчас слово «ваххабит» ушло из обихода, но появилось новое — «террористы». Так вот, меня в Курбан-Байрам из мечети под прицелом автомата увезли в милицию. Начали проверять и допрашивать: «Кто такой?» «Почему имамом решил стать?». Я им: «Как почему? Откуда я знаю? Значит, Аллах так решил. Это мой родной дом, но не моя собственность. Он находится во владении мусульманской общины».
Новую мечеть под номером 112, где сегодня друг друга поздравляли сотни волгоградских мусульман, построили буквально в нескольких метрах от предыдущей — созданной в стенах сарая в 1984 году.
— Сегодня и в самой мечети, и рядом с ней не развернуться. Сложно представить, что было бы у старого сарая на 50 человек. Я до сих пор с теплотой в сердце вспоминаю, как кто-то из мальчишек обязательно стоял на шухере, когда в сарае совершался намаз. В советское время это не афишировалось. Мечеть наша носит номер 112. Именно такой по счёту она была в России в 1999 году. Вырыли котлован и начали возводить стены. За первые восемь месяцев мы соорудили первый корпус, а после небольшой паузы сделали второй за такое же время. Всё делали своими руками. Я был и плотник, и электрик, и каменщик, и жестянщик… Был и строителем, и наставником одновременно.
83-летний Абдулгани Исхаков стал имамом, когда ему исполнилось 60. За годы службы при всём уважении к другим религиозным конфессиям он крепко убежден в том, что ислам — самая рациональная религия.
— У нас, как и в любой другой мечети, кроме напольных ковров ничего нет. Для нас Аллах един. Молиться на образы нам категорически запрещено. Примеров о том, что это самая рациональная религия, множество. Скажем, проводить человека в последний путь нам обходится в 40 тысяч рублей. У христиан эта сумма переваливает за сотню. Коран — это наполовину конституция и наполовину молитвы. Если бы все могли придерживаться этого священного писания, мир был бы гораздо гармоничнее и спокойней.
Абдулгани Исхаков отмечает, что в праздник жертвоприношения принято ходить в гости и поздравлять друг друга. Сегодня многие волгоградские мусульмане уехали к родным за пределы региона. По словам старейшины, большинство приверженцев ислама вернутся в пятницу к дневному намазу. По случаю завершения одного из главных мусульманских праздников у мечети развернутся гулянья.
Празднование Курбан-байрама начитается с утренней молитвы, после которой читается проповедь. Праздник отмечается минимум три дня, на котором принято отдавать в жертву барана, корову или верблюда. Согласно Корану, ангел Джабраил явился к Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию в Библии (Таурате) фигурирует другой сын Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но плакал и молился, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а Ибрахиму было даровано благополучное второе рождение сына — Исхака (Исаака).
Артем Магнитский