V1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Волгограде

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

5 м/c,

ю-в.

757мм 71%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Город интервью Алексей Дементьев: «Нам надо срочно омолодить «Родину-мать» и решить еще кучу проблем»

Алексей Дементьев: «Нам надо срочно омолодить «Родину-мать» и решить еще кучу проблем»

Новый директор музея-заповедника о планах и немного о себе

С сентября Алексей Дементьев возглавляет музей-заповедник 

В начале следующего года «Родину-мать» в Волгограде на несколько месяцев затянут в строительные леса. Простоявшая с 1967 года на главной высоте России скульптура скинет свои 50 лет. Но это не единственная задача, которая стоит сегодня перед музеем-заповедником «Сталинградская битва». Большие деньги нужны на рассыпавшийся у панорамы пешеходный мост и разобранный аэратор, на реконструкцию подпорной дамбы на Мамаевом кургане. По словам нового директора музея-заповедника Алексея Дементьева, все проблемы можно решить за пять лет. О планах, проблемах и светлом будущем руководитель «Сталинградской битвы» рассказал V1.ru.

— В музее-заповеднике «Сталинградская битва» я работаю уже восемь лет. Занимался и знаю все проблемы учреждения. Конечно, не в таком полном объеме, как Алексей Васин, но по всем ключевым проектам учреждения я либо находился в составе рабочих групп, либо вел эти проекты. Я прекрасно понимаю позицию музея-заповедника в России и уровень своей ответственности. Гости Волгограда всегда в первую очередь идут в места, которые находятся в ведении музея. В значительной степени от впечатлений, которые они получают там, складывается их общее мнение о Волгограде и о регионе в целом. Как говорил Алексей Викторович, работа в музее-заповеднике — не из тех, которые можно делать на тройку.

Вторую молодость скульптуре подарят к 75-летию Победы 

Назначение Алексея Дементьева на должность директора музея-заповедника совпало с самым важным за последние десятилетия делом — реставрацией монумента «Родина-мать зовет!». Сейчас в Волгограде готовятся к заключительному этапу преображения скульптуры.

— На днях мы отметили 51 год со дня открытия Мамаева кургана. Это очередная торжественная дата в жизни музея-заповедника «Сталинградская битва». Реставрация монумента «Родина-мать зовет!» уже давно назрела. Речь о ней шла с 2008 года. Были две государственные комиссии, которые обследовали главный монумент и пришли к выводу, что откладывать ремонт нельзя. Дали отмашку на подготовку проекта. Технически музей был готов к реставрации уже в 2016 году. К этому времени были урегулированы вопросы, связанные с подготовкой документов и финансированием. Но на тот момент мы ждали 75-летие победы в Сталинградской битве и понимали, что будет запланирован комплекс мероприятий. Тогда же уже было известно о проведении чемпионата мира в 2018 году. Эти два события, конечно, были сопряжены с большим наплывом туристов. Нужно было обеспечить безопасность людей, поэтому было принято решение разделить работы на два этапа.

После реконструкции «Родину-мать» зальют светом

По словам Алексея Дементьева, сумма, которая выделяется сегодня на реставрацию внешнего слоя скульптуры — около 800 миллионов рублей. Деньги беспрецедентные.

— Даже если собрать вместе все расходы на ремонт Зала воинской славы, большого прямоугольного бассейна и другие ремонты, сумма в итоге получится значительно меньше той, которую планируется направить на внешнюю реставрацию монумента. В 2017 году заканчивался гарантийный срок по канатам, и их замена была проведена до начала чемпионата. В прошлом году также провели противоаварийные работы на поверхности скульптуры. Наиболее проблемные участки, где шло отслоение бетона, чтобы избежать камнепада, законсервировали. Частично тогда же подготовились ко второму этапу внутри скульптуры: отремонтировали освещение, пожарную сигнализацию. В 2019 году предстоит второй этап полномасштабных работ уже по всей поверхности «Родины-матери». Все проблемные участки бетона будут обработаны специальными сохраняющими составами. После этого поверхность монумента с головы до пят обработают специальным гидрофобным составом, который будет защищать от негативного воздействия окружающей среды.

Параллельно с тем, как подрядчик будет омолаживать главную скульптуру на Мамаевом кургане, работы будут вестись и на прилегающей территории. Преобразившаяся «Родина-мать зовет!» по окончании масштабной реконструкции будет красоваться в свете прожекторов.

— Кроме внешнего омоложения, на финальном этапе отремонтируют дренажную систему и ливневую сеть на склонах. Также будет обновлено наружное освещение скульптуры. Рядом с «Родиной-матерью» установят 11 прожекторов, которые зальют светом всю поверхность монумента.

«Родину-мать» затянут в леса весной следующего года 

Успеть с ремонтом скульптуры на главной высоте России подрядчику надо к важной для всей страны дате — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

— По предварительному плану, подрядчик в феврале следующего года должен будет приступить к монтажу строительных лесов. Весной они уже будут установлены. Реставрация скульптуры будет вестись на протяжении всего теплого периода. Сразу скажу, что в связи с тем, что в сроках мы ограничены и за одно лето должны сделать то, что планировалось растянуть на два, подрядчик будет работать в две смены. В конечном итоге гости, которые приедут в Волгоград на 75-летие Победы, увидят монумент полностью отреставрированным. Конкурс по отбору подрядной компании проведут в январе следующего года. Сейчас в России верстается бюджет на следующий год, и траты на реконструкцию главного монумента Мамаева кургана будут утверждены Госдумой. После этого мы сможем назвать точную сумму. Сейчас готовится проектная документация.

Кроме осыпающегося монумента «Родина-мать зовет!» у музея-заповедника «Сталинградская битва» масса других проблемных мест, говорит Алексей Дементьев. Все они требуют денег. Это и разобранный аэратор под панорамой, и пешеходный мост там же, и памятник Ленину в Красноармейском районе. Это в том числе и мельница Гергадта.

Это только кажется, что с руинами ничего не происходит 

— Все мы уже привыкли к внешнему виду мельницы Гергардта, и нам кажется, что с руинами ничего не происходит. Возникает чувство, что этим объектом не надо заниматься. На самом деле это не так. Эксперты зафиксировали изменения, которые происходят с несущими конструкциями. Нужна разработка проекта и консервация мельницы. До сих пор есть несколько проблемных мест и по музею-панораме. Не решены, например, проблемы с самим зданием. Оно не в аварийном состоянии, но облицовка местами имеет неприглядный вид. В сложном состоянии находится пешеходный мост, на ремонт которого уже три года не выделяется финансирование. И это хорошо, что мы сами за свои деньги его разобрали. Когда шел демонтаж бетонных конструкций, выяснилось что разрушается уже железная арматура. Ходить по мосту было опасно. Я очень надеюсь, что на уровне правительства будет разработана федеральная программа, по которой мы в течение пяти лет сможем привести все объекты музея-заповедника «Сталинградская битва» в нормальный вид.

Все медали останутся в панораме на своих местах

Пока что, собирая деньги на срочный ремонт объектов, в музее-заповеднике вынуждены во многом себе отказывать.

— Мы не можем сосредоточиться на международных выставках и позволить себе вывозить экспонаты в другие города. Представляем наш музей так называемыми плоскостными экспозициями, то есть фотографиями. Не можем привезти к нам интересные выставки. Долгие годы не решается вопрос с дополнительными выставочными площадями. У нас прекрасная постоянная экспозиция, но мест для проведения временных выставок мы, к сожалению, сейчас не имеем. В этом плане нашим экспозиционерам творчески очень сложно и приходится себя ограничивать. Были бы дополнительные площади, и не было бы столько дыр, которые нужно прикрывать, работа была бы совсем другая.

Будет ли как-то меняться экспозиция музея-панорамы «Сталинградская битва»? Алексей Дементьев категорично отвечает — нет.

— Мое личное мнение совпадает с мнением музейного сообщества. Экспозиция должна сохраняться. Да, назрела необходимость технического перевооружения залов, возможности шагнули далеко вперед, и мы можем, например, установить более качественную подсветку. Можем за счет мультимедийных технологий предоставить посетителям доступ к большому количеству предметов, которые хранятся в фондах. Ведь мы показываем самую незначительную часть коллекции. Но главное в нашем случае — не заиграться с технологиями. Все-таки музей должен сохранять атмосферу погружения в исторические реалии. Люди до сих пору выходят от нас с глазами, полными удивления, и с переосмыслением всего того, что они узнали из школьных учебников по истории. Задача спецэффектов — тонко акцентировать внимание на деталях — личных вещах героев Сталинградской битвы, фрагментах разрушенного города, на оружии, которое представлено в экспозиции. Пересматривать кардинально экспозицию никто не собирается. Мы музей и должны ее сохранять в том виде, в каком он есть.

Если говорить о Мемориально-историческом музее, то его экспозицию надо менять. Такая необходимость действительно уже назрела. Сейчас готовятся новая концепция музея и проекты по техническому перевооружению залов. Если получится, думаю, будет очень хорошо. Сегодня в арсенале экспозиционеров есть гораздо больше средств, чем в тот период, когда готовилась предыдущая выставка.

Состояние Ленина у специалистов тревоги не вызывает 

За каждым объектом в музее-заповеднике «Сталинградская битва» закреплены сотрудники. Памятник Ленину регулярно проходит проверку. Он сделан по тому же принципу, что и «Родина-мать зовет!», в нем такие же канаты.

— Основная наша работа по этому памятнику заключается в том, что нам постоянно приходится устранять последствия вандализма. Ежегодно мы чистим памятник и постамент от граффити и всяких надписей. Если говорить об общем состоянии памятника, то сегодня оно не вызывает опасений у экспертов. Памятник намного проще «Родины-матери», поскольку там нет таких тяжелых железобетонных выносных конструкций. Сложность лишь в том, что в свое время памятник был отделен от набережной, на которой стоит. В итоге вместе с постаментом он был передан музею-заповеднику, а лестничные марши, территория набережной — в пользовании муниципалитета. Честно говоря, ни у нас, ни у них нормальных средств на содержание этого объекта не хватает.

«Нам надо пять лет, чтобы привести все объекты в порядок» 

Вырубать тополя на Мамаевом кургане пока не будут. По словам Алексея Дементьева, сейчас это не ко времени. Новые деревья появятся на аллее, ведущей к главному монументу, только после реконструкции этого участка.

— Возраст тополей не позволяет их в дальнейшем использовать. Все сроки, которые изначально планировались архитекторами при посадке, давно вышли. Эксперты однозначно фиксировали высыхание. Мы не раз проводили омолаживающие обрезки, но это помогало до поры до времени. Сейчас эти деревья уже не спасти. Но тут вопрос больше не в тополях, а в состоянии самой подпорной дамбы, на которой они находятся. Расположенная между двумя железнодорожными ветками, она требует реконструкции. Проект давно готов. Наша задача — убедить министерство культуры в необходимости проведения работ и финансирования. Надеюсь, что к 2020 году нам это удастся. Удаление тополей — не самоцель. Объект надо делать под ключ, чтобы потом не уничтожать работу, в которую будут вложены силы и средства.

Тополя стояли и будут стоять 

Одним из проектов, о котором при жизни с особым теплом говорил прежний директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин, было так называемое «Сталинградское кольцо».

— Мемориальный комплекс занимает лишь десятую часть Мамаева кургана. Все остальное — никак не облагороженная территория. Логично было бы сделать ее зоной спокойного прогулочного отдыха. Проект «Сталинградское кольцо» не забыт и прорабатывается. В этом направлении с администрацией области мы будем двигаться дальше. Есть уже положительные примеры. И это мемориальный парк напротив Мамаева кургана. Долгое время эта территория была в запустении, а сегодня стала популярным местом отдыха волгоградцев. Это положительный пример, который говорит, что нет ничего невозможного.

Не оставляют в музее-панораме и идею построить на месте разобранного аэратора 100-метровый фонтан.

— По аэратору есть проект, который уже находится на рассмотрении в Минкультуры. Мы ждем по нему финансирование. Нет ни одного объекта, по которому мы бы ни работали. В том числе продолжаем сотрудничать с поисковиками. Это направление интересно нам как живая история. Мы, конечно, претендуем на технику, которую поднимают. Еще важнее восстановление памяти о советских солдатах и их захоронение.

Евгения Соколова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем