Несколько дней после перевода стрелок в Волгограде не утихают споры: сторонники нового времени ждут долгих летних вечеров, а ярые скептики требуют срочного возвращения к московскому времени. Можно ли говорить о фальсификациях на референдуме и винить сторонников перевода? Ответы на эти вопросы читайте в авторской колонке заместителя директора института региональных исследований ЮФО Александра Сайгина.
Вот уже четвертые сутки в Волгограде происходит совсем не годный косплей на гражданскую войну: брат пошел на брата, сын на отца, дочь на мать. Всему виной переход Волгоградской области в Самарский часовой пояс. В принципе, прекрасно, что люди спорят в основном в соцсетях. Грустно, что доходит до разрыва многолетних отношений и чуть ли не прямых угроз физического воздействия одних к другим. Понятно, что комментарии в интернете редко воплощаются в реальности, но раз в год и палка стреляет, как известно. Тем не менее давайте по порядку.
Тут кто-то стал сетовать, что «референдум фальсифицирован» и «победили бабушки-дачницы». Оба утверждения ошибочны.
Начнем с того, что если ни от одной из инициативных групп (а, на секундочку, была группа не только сторонников, но и противников перевода стрелок) наблюдателей на участках в день голосования не было. А раз не было наблюдателей и жалоб, то и говорить о фальсификациях — это как минимум уподобляться самим фальсификаторам. И никакие отсылки к «тете брата жены, которая работала в комиссии и сама видела пачки бюллетеней, вбрасываемых в урну по заданию сумрачного областного чиновника» в этот момент похожи на интернет-байки про черную волгу, похищающую детей, или иголки с кровью неизлечимо больных в креслах в кинотеатрах.
Ну правда, граждане, стыдно свою собственную пассивность сбрасывать на жалких училок из комиссий, которых и так и в хвост и в гриву гоняют в интересах депутатов и прочих сомнительных личностей в дни голосований. Самое интересное, что больше всех о подтасовках результатов референдума говорят те, кто на выборы уже давно не ходит. Уровень их компетенции можно оценить уже только по этому параметру.
По поводу второго утверждения все еще интереснее. Чтобы проверить, откуда взялись эти почти 59% сторонников перевода стрелок, нужно просто внимательно изучить данные на сайте ЦИК РФ. К примеру, в Алексеевском районе Волгоградской области против перевода стрелок проголосовало 66% избирателей, а в Быковском за перевод — почти 55%.
При этом самые активные любители поспать подольше без солнышка за окном обитали именно в городах — по Волгограду процент сторонников перевода стрелок колеблется от 56% до 70 с хвостиком. А самыми активными сторонниками перевода стрелок показали себя волжане — более 76%. Зато вотчина вице-губернатора по внутренней политике Александра Блошкина активно выступила против экспериментов со стрелками — в Киквидзенском районе против нового времени проголосовало чуть более 61% избирателей.
А теперь немного о мнениях по поводу разных позиций. Вадим Шумилин написал, что противники перевода стрелок словно «люди с хорошими лицами» будут требовать запретить народу выбирать. Я вот тоже против перевода стрелок, но призываю теперь всех, кто был против и не пошёл, крепко подумать, что вы таким же образом в сущности допускаете и прочие неприятные вещи, которые вам не нравятся. Просто перевод стрелок вышел ярким и осязаемым, а так-то мы все в трясину из-за политической апатии не первый год погружаемся. И шире — верите, что выборы сфальсифицированы? Так идите наблюдателями. Да, один наблюдатель редко может остановить фальсификации на участке, но вот два-три — вполне.
И напоследок немного о референдумах. В качестве тренировки всем противникам перевода стрелок стоило бы провести какой-нибудь мелкий местный референдум. Их практика в России имеет широкое распространение, например, в Татарстане. В 2017 году там прошла серия местных референдумов по вопросам налогообложения и дополнительных сборов. В частности, сельское поселение Новотроицкое (это просто частный пример) голосовало за разовый платеж в 200 рублей на каждого гражданина, проживающего в пределах поселения для ощебенения местных дорог. На референдум пришло почти 80%, из которых почти 95% проголосовало за этот самый разовый платеж.
В общем, все мы теперь умнее будем. В следующем году есть шанс не опростоволоситься на выборах депутатов и губернатора, а через три года и референдум за возвращение московского времени провести.
Накануне корреспонденты V1.ru поговорили с волгоградцами о переводе часов. Некоторые горожане признались, что с трудом проснулись по гремящему будильнику и до сих пор не смогли подстроиться под новой ритм. Сторонники перевода, гуляющие по городу в приподнятом настроении, заявили, что не заметили никаких серьезных перемен.
Александр Сайгин