Больше шестидесяти картин о взаимодействии полиции с населением страны, созданных в Московской студии имени Василия Верещагина МВД России, стали основой новой выставки в Волгоградском музее изо «Три века на службе Отечеству и Закону». Торжественная церемония открытия состоится в эту субботу, 8 июня, но посмотреть картины, написанные к 300-летию силового ведомства, можно уже сейчас.
— За пять лет, с 2014 года, художниками студии имени Верещагина были созданы исторические картины о малоизвестных фактах и событиях в истории правоохранительных органов России XVII — XIX веков, — рассказали V1.RU в музее изо имени Машкова. — Более 600 таких картин вошло в коллекцию художественного фонда МВД России. И 60 из них, выполненных 14 художниками студии, экспонируются в Волгограде.
Профессиональная творческая организация — студия художников имени Верещагина была основана по приказу министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова в 1969 году «с целью укрепления авторитета милиции, для создания в произведениях изобразительного искусства положительного образа защитника правопорядка, отображения истории органов внутренних дел, их героических будней; в целях повышения культурного уровня и эстетического воспитания личного состава».
На картинах, демонстрируемых в выставочном зале на улице Чуйкова, изображены все этапы трёхсотлетнего взаимодействия полиции с населением — от погонь за разбойничьими шайками в 12-м веке и подавления восстания 1905 года до контртеррористических операций в Чечне и борьбы с преступностью в 2000-х годах.
— При создании произведения все мастера студии Верещагина подробно изучают военное обмундирование и оружие той или иной исторической эпохи, предметы интерьера, быта, костюмы, документы, портреты, фото и биографические материалы, — говорят искусствоведы в музее изо имени Машкова. — Это скрупулезная работа, которая и позволяет зрителя переносить в разные исторические события и эпохи с максимальной точностью.
Так, на картине Сергея Олейникова «На посту» действие происходит в Санкт-Петербурге в 1856 году: полицейские несут службу ранним зимним утром. Такие пропускные пункты были организованы в местах колки льда, который применялся в быту до «эры холодильных установок».
Сюжет другой картины Сергея Олейникова «Арест конокрадов XVII века» уже сложно осознать, однако он был крайне актуален всего сто-двести лет назад: это облава на один из разменных пунктов конокрадов, где проводились сходки преступников и торговля крадеными лошадьми. Столь масштабное задержание не вымысел. Одной из самых циничных группировок конокрадов была «шайка Гришки Толстого, Васьки и Гришки Мурашкиных», которые в 1644 году держали в страхе Кострому, Шую и Суздаль. Их злодейства приняли такой масштаб, что из Разбойного приказа, который в допетровское время боролся с преступностью, был отправлен князь Щетинин, организовавший облаву на банду.
Настоящую криминальную историю об «ограблении века» передает и полотно художника Ильяса Арасланова «Погоня полиции. XVIII век», на котором офицеры полиции настигают разбойников — 13 июня 1721 года в Муромском лесу разбойники разграбили перевозимую конвоем из Пензы в Петербург государственную казну в 24 тысячи рублей серебром и медью.
Представлены и портреты настоящих сыщиков, легенд того времени: начальника московской сыскной полиции Аркадия Кошко, устраивавшего грандиозные облавы на злачные места, и начальника первого в России сыскного отделения Ивана Путилина, известного уникальными детективными способностями и принципиальностью.
Торжественное открытие выставки к 300-летию российской полиции состоится в субботу, 8 июня. Увидеть работы студии имени Верещагина МВД России можно будет по 25 июня в выставочном зале музея изо на улице Чуйкова, 37.
Наталья Журбина