В апреле в Иловлинском районе Волгоградской области местный тракторист по просьбе батюшки во время субботника поджёг сухую траву. При начавшемся пожаре погибла 66-летняя Раиса Сопрунова, пришедшая по просьбе настоятеля храма Максима Звягина на уборку мусора. Следственный комитет передал дело в суд, где в непреднамеренной гибели женщины обвиняется тракторист Альберт Хамматов, поджёгший траву. Родные погибшей требуют наказать священнослужителя, распорядившегося совершить поджог.
По указанию батюшки
— 11 апреля 16 прихожан храма Живоначальной Троицы села Александровка Иловлинского района во главе с настоятелем Максимом Звягиным собрались на уборку мусора, — рассказала корреспонденту V1.RU дочь погибшей пенсионерки Ирина Карпова. — Среди них находилась моя мама Раиса Сопрунова.
Собранные из разных сёл жители отправились на субботник.
— Под руководством Максима Звягина они поехали от храма на место бывшего села Ютаевка, где у когда-то разрушенного храма находится родник, — пояснила волгоградка. — Он представляет историческую ценность для церкви.
Перед уборкой селяне помолились и увековечили источник по православной традиции.
— Там установили поклонный крест, купленный на деньги прихода. Потом прошло богослужение и все принялись за уборку, — рассказала дочь погибшей Ирина Карпова. — Чуть позже подъехал трактор с бочкой воды. Он прибыл на субботник по указанию руководства управляющего отделением № 2 фермерского хозяйства ОАО «Кондрашевское», с которым заранее договорился Максим Звягин.
Батюшка распорядился сжечь сухую траву и камыши.
— Максим Звягин поручил трактористу Альберту Хамматову поджечь камыш. Прихожан о поджоге не известили, — поделилась дочь Раисы Сопруновой. — Они в то время находились в месте, где было больше всего травы. Перед поджогом Максим Звягин отогнал в безопасное место свою машину и посоветовал сделать то же самое участникам уборки, кто приехал на автомобилях.
66-летняя Раиса Сопрунова трагически погибла.
— Сильный ветер распространил огонь по склону меловой горы, — говорит Ирина Карпова. — Контролировать его не могли. Мама во время пожара умерла.
Пенсионерка не смогла спастись.
— Экспертиза показала, что смерть наступила в результате ожога верхних дыхательных путей, осложнившегося отёком лёгких, — сообщили в СУ СК России по Волгоградской области.
Иловлинские следователи СУ СК по Волгоградской области после трагедии оперативно прибыли на место случившегося.
— Следователи осмотрели место происшествия и тело погибшей, а также опросили всех свидетелей, — говорит волгоградка. — Сотрудники следствия в первый день выяснили все подробности преступления и установили виновных лиц. Но, несмотря на то, что на месте был установлен факт насильственной смерти, уголовное дело возбудили только спустя 25 дней.
Погибшая Раиса Сопрунова — известная в прошлом спортсменка.
— Мама воспитала пятерых детей, была кандидатом в мастера спорта и чемпионкой РСФСР по лёгкой атлетике, — поделилась дочь Ирина Карпова. — Она отучилась на технолога швейного производства и была военнообязанной, служила в спортивной роте Советской армии. После развода с нашим отцом, она осталась одна с пятерыми несовершеннолетними детьми, без выплаты алиментов. Она нас поднимала в тяжелые девяностые годы. Чтобы нас прокормить, мама была вынуждена работать на нескольких производствах.
Женщину хорошо знали в родном селе.
— Она на протяжении многих лет вела спортивный кружок в Доме пионеров и работала в детском саду, — говорит дочь погибшей Раисы Сопруновой. — Воспитанники её любили и обожали. Она была отзывчивой и доброй женщиной. За свою жизнь помогла очень многим людям и осталась в их сердцах добрым и светлым человеком. За 11 дней до смерти ей исполнилось 66 лет. Она была полна сил, было много планов на свое и общесемейное будущее, на воспитание внуков.
Муж погибшей Вячеслав после потери любимой слёг в больницу.
Следствие
— На предварительном следствии был привлечён к уголовной ответственности только водитель трактора Альберт Хамматов, — поделилась женщина. — Настоятель храма Максим Звягин, организовавший уборку и поджог сухой травы, в противовес логике и здравому смыслу, проходит по уголовному делу только в качестве свидетеля.
Почему не судят батюшку, родные погибшей не понимают.
— В материалах уголовного дела доподлинно установлено, что он с прихожанами проводил собрания, где обсуждались планы по расчистке родника, именно Максим Звягин решил благоустроить его территорию возле разрушенного храма.
О том, что именно священнослужитель организовал субботник, указывают и другие факты.
— Участники уборки не знали до субботника друг друга и приехали из разных сёл, — отметила Ирина Карпова. — Ранее Максим Звягин советовался с бывшим директором ГБУ «Природный парк Донской» Сергеем Сучковым по поводу предстоящей уборки у родника. В начале апреля Максим Звягин согласовал с главой местной администрации Сергеем Коноваловым мероприятие по уборке территории. При этом выжиг сухой растительности Максим Звягин с главой и противопожарными службами не согласовывал.
Родные погибшей уверяют, что следователи решили не трогать батюшку.
— Следствие упорно отказывается привлекать настоятеля храма к уголовной ответственности, мотивируя это тем, что группой прихожан никто не руководил, организации мероприятия по уборке родника не было, а все согласования настоятель Максим Звягин осуществлял как частное лицо, — говорит Ирина Карпова. — В процессе следствия были многочисленные процессуальные нарушения, несмотря на которые дело передали в суд.
До двух лет лишения свободы грозит трактористу, поджёгшему сухую траву.
— Мужчина обвиняется в совершении преступления по статье Уголовного кодекса «Причинение смерти по неосторожности», — пояснили в Следственном комитете. — Прокуратура утвердила обвинительное заключение, дело передано в суд.
«Это не убийство»
Сами следователи отметили, что понимают недовольство родных погибшей, но ничего с отцом церкви сделать не могут.
— Преступление было совершено по неосторожности, — пояснил руководитель Иловлинского межрайонного следственного отдела СУ СКР по региону Александр Андронов. — По закону, кто поднёс спичку, тот и виноват. В уголовно-процессуальном кодексе нет такого понятия «преступление по неосторожности, совершённое группой лиц». Это не убийство. Женщина погибла по трагической случайности. Если бы в действиях батюшки или тракториста имелся бы умысел, то картина была другой.
Такую позицию дочь Раисы Сопруновой не разделяет.
— Мы объясняли родным погибшей, что неосторожное преступление не может быть совершено группой лиц, — говорит Александр Андронов. — Но они не понимают этого. С моральной точки зрения, я не спорю, что есть вина батюшки. Но по закону мы не можем его привлечь к уголовной ответственности. Настоятель хотел извиниться и даже собрал какие-то деньги, чтобы передать семье покойной. Батюшку отлучили от сана. Церковь его наказала.
Алексей Серебряков