Набережная Красноармейского района Волгограда гордо именуется «Севастопольской». Это замечательное место входит в список достопримечательностей города, является главной жемчужиной и одной из немногих точек притяжения людей в южном районе. Здесь же находится самый большой в мире памятник Ленину, который занесен в книгу рекордов Гиннесса, о чем не забывают припоминать все, кому не лень. Но как на Севастопольскую набережную смотрит современная молодежь? 19-летняя фотограф Таня Блок уверена, что полуразрушенная территория рядом с Лениным, да и само состояние памятника — символ забвения советского наследия в России. Об этом авторская колонка волгоградки.
Архитектурный ансамбль Севастопольской набережной сохранился до наших дней, как наследие советской эпохи. Тут стоят и оригинальные помпезные фонари, и цепи, обрамляющие пешеходную зону вдоль всей набережной, и также широкие лестницы. Не так давно администрация Волгограда обновила небольшую площадь перед памятником Ленина, установила лавки, положила новую плитку, а плоскостной фонтан второе лето радует детишек. К чемпионату мира здесь даже появился нормальный туалет с пандусами для маломобильных граждан! И, возможно, кто-то (кто пока не успел просмотреть фотографии) задастся вопросом — и что же не так с этим прекрасным местом? А всё дело в том, что все те прелести и изыски, что были унаследованы городом с советского времени, тихо тлеют и разваливаются под матерные возгласы попивающих пивко местных жителей.
Помпезные фонари заросли паутиной, кое-где разбиты и не работают. Местами сняты цепи и, видимо, сданы за копейку.
Некоторые лестницы в непосредственной близости к Ленину крошатся и больше походят на пыльное месиво. Были случаи, что волгоградцы, как с горы, скатывались с них вниз. Чтобы не упасть, людям приходится держаться друг за друга.
Постамент главного в России Ленина загажен нецензурной бранью, непристойными рисунками эрегированных частей тела, сотнями признаний в любви Ленке, Саше и... пиву. Везде мусор и вонь. Здесь не хватает урн, а те, что есть, забиваются под завязку. Явно не хватает людей, чтобы следить за такой большой территорией.
Если одна часть набережной ещё в начале двухтысячных была приведена в более-менее приличное состояние, то вторая больше похожа на городское недоразумение. Какие-то ошмётки старого асфальта комбинируют с грязью. Кругом заборы, а чуть дальше еще одна помпезная и убитая гранитная лестница.
Туалет, установленный к чемпионату миру в 2018 году, не проработал на набережной Красноармейского района и дня. Видимо, это и не туалет вовсе, а некая инсталляция местных урбанистов, эдакий картонный памятник общественному туалету. Слава богу, стёрли неприличные надписи на дверях. Ура!
Контингент набережной весьма разнообразен: здесь и семьи с детьми, и парочки, и алкаши. Я думаю, не секрет, что архитектура способна влиять на людей. Хорошее, ухоженное место отпугнет городскую нечисть или же своей грациозностью и чистотой воспитает в ней уважение к окружающему миру. В любом случае здесь отчетливо это видно: обновленная часть набережной, тот небольшой замощенный плиткой прямоугольник перед Лениным, закипает от количества довольных и безобидных людей, в то время как заброшенная 57-метровая жемчужина кишит местной гопотой, вооруженной маркером и пивной бутылкой.
У этого места есть огромный потенциал. Вид на Волгу отсюда открывается поистине удивительный, здесь садится солнце, но воняет грязная вода. Если когда-то дно было усыпано осколками бомб, то сейчас там ковёр из осколков от «Балтики 9». Но люди там купаются. Периодически, правда, тонут.
Много лет памятник Ленину нуждается в реставрации. Но им и набережной не занимается никто. Это место не интересно ни администрации, ни простым людям. В который раз замечаю удивительную суперспособность русского человека игнорировать хаос вокруг. Они гуляют среди мусора, среди колхозных батутов, крошенных лестниц, рисованных половых органов и гордятся самым большим Лениным в мире. Оставляют хвалебные отзывы, радостно принимают подачки администрации в виде «ксиловской» дешевой площадки. Конечно, не все. Естественно, не все. Однако, чтобы передать весь этот хаос, мне пришлось прийти к обобщению. И я их не виню. У людей нет альтернативных мест отдыха, и потому часть из них с благоговением относится к тому, что имеет, игнорируя разруху, а часть поддается соблазну и рядом с чужой бутылкой ставит свою.
Так и рушится, тлеет, сыплется историческое наследие — тихо, в стороне, под восторженный возглас людей, старательно не замечающих трагедии.
Кто-то скажет, что в городе и без того полно проблем, что такая ситуация повсеместно. И это действительно так. Но я искренне не пойму, почему, когда имеется конкретная проблема, требующая такого же конкретного решения, городская или районная администрации её игнорируют и ставят в приоритет другие, менее важные вещи. Скажем, есть разрушенная лестница рядом с «парадной» частью набережной, но вместо того, чтобы отреставрировать её или хотя бы огородить для безопасности жителей, прямо напротив неё возводят детскую игровую площадку. Зачем? Почему? Так ли это важно по сравнению с каменной трухой напротив? Ответа, к сожалению, нет. Как, видимо, и вопросов у жителей.
Об этом нужно говорить хотя бы для того, чтобы воспитать в обществе нетерпимость к разрухе и беспорядку, возвести эту нетерпимость в некий культ и дать тем самым первый толчок в сторону прекрасной России. России будущего, где правит не вылизанная открыточная фотография, а осязаемая открыточная реальность.
Согласны с автором?