В Волгограде завершается снос корпусов бывшего Метизного завода у подножия Мамаева кургана, на месте которого самарская компания планирует построить торговый центр, а волгоградцы хотят застроить жильём. 22 сентября корреспонденты V1.RU побывали на останках Метизного завода и узнали, почему начало строительства затягивается.
Руины Метизного завода
Огромный участок площадью 16 гектаров сокрыт от глаз волгоградцев высоким забором и административным зданием Метизного завода на проспекте Ленина, 59. При прохождении контрольно-пропускного пункта охранник предупредил: «Смотрите внимательно под ноги!».
Первые метров 100–150 вглубь территории бывшего предприятия практически ничего не говорит о том, что здесь рядом сносят последние корпуса завода. Справа сохранилось двухэтажное жёлтое здание с надписью «Продовольственный», а впереди красуется частично разрушенный корпус, ещё не показывающий общий размер «трагедии».
Около него, как в былине о богатырях, открываются три дороги. Направо — идти к сохранившимся огромным ангарам ближе к Мамаеву кургану, где собираются возводить торгово-развлекательный центр, прямо — лезть по битому кирпичу и камню высотой под семь метров к частично сохранившемуся зданию, или пойти налево, откуда слышен гул техники и скрывают смотровую площадку горы камня и кирпича.
Видя, что под ТРЦ территорию пока не готовят и никакой активности с той стороны нет, мы отправились налево. Витиеватые сети дорожек среди высоких куч строительного мусора открыли вид на большую площадь, пригодную для съёмок сюжета восстания машин в «Терминаторе» или декораций для киноленты о «Сталинградской битве».
Практически все здания, находящиеся на территории, предназначенной для жилой застройки, уже снесены, и рабочие разбирают строительный мусор. Чтобы не пылить и не наполнять центр Волгограда пылью или загружать дороги КАМАЗами, тут же установлена дробилка, которая размельчает камни, кирпичи, железобетон. Она находится ближе к железной дороге. Рабочие гордо отметили, что за три-четыре месяца, обработают все руины Метизного.
Сам участок, где планируется строительство жилья, разделён примерно пополам импровизированной дорогой, идущей вдоль проспекта Ленина.
В каждой груде камней можно увидеть следы и приметы зданий бывшего Метизного. Под одной виднеется лаз, ведущий в подвал, на другой лежит сверху разрушенная стена, не успевшая распасться на сотни пазлов. Во время возведения корпусов и цехов советские строители коммунизма отмечали практически на каждом здании дату сдачи объекта, чем существенно облегчили задачу потомкам по установлению возраста построек: «1956», «1958» — остались цифры на разрушенных фасадах.
Практически все цеха Метизного сносили с помощью спецтехники, за исключением корпуса, прилегающего к действующим функционирующим зданиям на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Глазкова. Его разбирают вручную, постепенно оголяя последние тайны и виды Метизного.
Чуть левее антуражно выглядит забор, отделяющий территорию от ЖК «Артхаус». Он представляет собой оставленную бетонную стену одного из снесённых зданий. С видом на него становится вполне объяснимо название жилищного комплекса.
Слова охранника об осторожности мы вспоминали не раз. Отойдя в сторону от основной дороги, отовсюду можно встретить различные неожиданности. Три открытых колодца на площади двух квадратных метров или маленькие приямки, которые оказываются огромными подвалами — на Метизном заводе это привычные вещи. Необычно выглядит газовая труба через всю территорию. Её убирать, по понятным причинам, никто не собирается.
Задержка сроков строительства и коррекция рынка Волгограда
В СК «Пересвет-Юг», любезно разрешившей корреспондентам V1.RU прогуляться по руинам Метизного завода признают, что изменения законодательства по долевому строительству и экономическая ситуация в Волгограде внесли коррективы в планы застройки территории бывшего предприятия.
— Мы уже разработали концепцию застройки Метизного завода, — рассказал корреспонденту V1.RU гендиректор «Пересвет-Юг» Алексей Цуканов. — Задержка сроков с началом строительства обусловлена серьёзной коррекцией рынка Волгограда. Существенно снизился спрос на квартиры комфорт-класса, а участок в самом сердце города изначально предполагал именно такой класс жилья.
Застройщик думает, как выйти из ситуации, не отказываясь от намеченных планов.
— Сейчас мы дополнительно изучаем рынок, который требует снижения себестоимости, — отметил Алексей Цуканов. — Но хочется, всё-таки, несмотря на необходимость снижения себестоимости, сохранить уровень комфорт-класса, хотя это очень сложно сделать в современных жёстких экономических реалиях.
Спешить с началом строительства, намеченного ранее на 2020 год, в компании не собираются
— Пока продолжаем работать над техзаданием для проектировщиков, чтобы наш продукт был востребован покупателями и обеспечил необходимую доходность для банков, — пояснил Алексей Цуканов. — Так как все новые проекты финансируются только банками в связи с переходом на новую схему с эскроу-счетами.
86 лет истории Метизного завода в трёх абзацах
Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей (ОАО ВЗТДиН) построили в 1932 году. С развалом Советского союза производство стало умирать, как и многие другие заводы и предприятия Волгограда. Метизный долго лихорадило, пока в 2014 году его не признали банкротом. В отношении собственника имущественного комплекса была открыта процедура конкурсного производства. Тогда и возникла идея отдать большой участок в центре города под жилую застройку.
В 2015 году АО «Корпорация развития Волгоградской области» разработало «Паспорт инвестиционной площадки ВЗТДиН площадью 15 га». Инвесторам предлагали вложиться в высотки от 8 до 20 этажей, 25-этажную гостиницу и необходимые объекты инфраструктуры: школу, детский сад, магазин и многоэтажные автомобильные парковки.
На продажу метизный завод выставили в середине 2017 года. Земля и здания заводских цехов числились залоговым имуществом у «Внешэкономбанка». Арбитражный суд утвердил условия реализации всего имущественного комплекса одним лотом, оценив общую стоимость в 720 миллионов рублей.