В Волгограде до конца декабря подготовят к благоустройству парк за площадью Павших Борцов. Общественники и горожане уверяют, что в земле могут покоиться останки защитников Сталинграда и солдат вермахта помимо ценных артефактов времён Царицына. Археологические изыскания в сквере не предусматриваются.
Проекты
— В настоящее время проект благоустройства территории за площадью Павших Борцов находится на согласовании с подрядчиком АО «Приволжтрансстрой», — пояснили в администрации Волгограда. — Сам проект, заказанный за 1 862 045, готов, но есть определённые моменты. Например, в мэрии есть нарекания по толщине прописанной в нём плитки, светильникам и другим техническим вопросам.
Администрация Волгограда перед выборами анонсировала краткую информацию о будущем парка.
— Старые и сухие деревья вырубят, а на их месте посадят новые, парк засеют газоном, посадят цветы, — отмечали в горадминистрации. — Предусмотрен и небольшой амфитеатр с сиденьями. Установка стационарного общественного туалета, поливочный водопровод, современная система освещения.
Параллельно с разработкой проекта АО «Приволжтрансстрой» получил контракт на демонтаж старых коммуникаций в парке за Александро-Невским собором.
— Подготовительные работы включают в себя демонтаж покрытий и поливочного водопровода, — пояснили в мэрии. — Они продлятся до 20 декабря. Их стоимость составила 4 582 042 рубля. Общая площадь участка, который планируется благоустроить, оценивается примерно в 17 423 квадратных метра.
Предстоит ещё разработать проекты непосредственно по созданию парка и благоустройству дворовой территории дома напротив — № 10 по улице Коммунистической.
Сам Александро-Невский собор чиновники планируют открыть в 2021 году, к 800-летию Александра Невского.
Останки солдат?
В начале сентября комитет государственной охраны памятников и объектов культурного наследия Волгоградской области определил границы охраняемой территории памятника архитектуры «Комплекс застройки улицы Мира». Площадь Павших Борцов и территория за храмом в него не вошли. В требованиях к подготавливаемому АО «Приволжтрансстрой» проекту отсутствуют археологические или историко-культурные изыскания.
Между тем в Волгограде неоднократно заявляли, что на территории за площадью после Сталинградской битвы закапывали в подвалах разрушенных домов останки немецких и советских солдат.
— В то время мне было лет 12, — рассказывал корреспонденту V1.RU проведший детство в военные годы в Сталинграде пенсионер. — Мальчишкам и мне платили по несколько копеек за каждый захороненный труп. Город нужно было быстро разобрать от трупов, поскольку и так свирепствовали дизентерия и другие болезни. Без разбора наших и немецких солдат хоронили в подвалах и погребах, где сейчас и находится сквер. Потом их благополучно закопали.
В подтверждение своих слов волгоградец смог привести только один аргумент.
— Если вы прогуляетесь по парку, то увидите, что деревья там практически не растут, — отмечал пенсионер. — Они смогли закрепиться только по периметру ям, а остальные не погибли. И невооружённым глазом видно, что в парке находятся ямы. До сих пор удивляюсь, почему здесь не поставили монумент или табличку с информацией о захоронении.
Документы, подтверждающие слова и других якобы очевидцев захоронений, найти пока не удалось.
— Тут нужно исключительно документальное подтверждение, — уверен волгоградский историк-краевед Сергей Пищулин. — Но в ответ только скажут, что во время разминирования в 1957–1960 годах все останки были перенесены на кладбище! Шурфить и вскрывать подвалы, чтобы доказать обратное, никто не даст.
Реальность самой версии поисковик не исключает.
— Документы о проведении подобных захоронений могут находиться в фондах музея-панорамы «Сталинградская битва», — отметил Сергей Пищулин. — Но я сомневаюсь, что их предоставят. Мы уже пытались поднять этот вопрос перед началом рытья котлована под строительство Александро-Невского собора. Тогда там находили, предположительно, человеческие кости. Но доступ был перекрыт, экспертиза не проводилась. Поэтому утверждать это не могу.
Историк-поисковик не уверен, что в парке могут покоиться останки солдат.
— Информация ещё может быть в Волгоградском областном архиве, там все данные об очистке города, — говорит Сергей Пищулин. — Но боюсь, что загрузка трупов в подвалы в то время было самоуправством. По приказу № 138 от 15 марта 1941 года так делать не полагалось.
«Какие мы после этого патриоты?»
Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Валерий Котельников считает, что перед созданием парка необходимо проведение археологических изысканий.
— В Волгограде археологические работы вообще не проводятся, — негодует Валерий Котельников. — Я уже даже не знаю, куда обращаться и что делать с этим. Это исторический центр города, и там несколько культурных слоёв, поэтому обязательно необходима предварительная археология. Культурные слои в противном случае, как и при строительстве храма, просто вывезут в овраг. А потом все выйдут к краю котлована и скажут, что никаких ценностей нет и всё нормально. Если в сквере собираются строить амфитеатр, то без археологических работ делать этого просто нельзя! Так делается даже при строительстве обычных домов, и порой там обнаруживают различные ценные находки. А мы свою историю выбрасываем в овраг! Какие мы после этого патриоты?
Нынешний сквер во времена Царицына был застроен.
— Это место во времена Царицына называлось 34-й квартал, — поделился с волгоградцами на сайте Царицын.рф известный местный краевед Роман Шкода. — Он был очень шумным и очень плотно застроенным. Тут стояло много разномастных домов. Квартал имел очень противоречивую застройку. Были фешенебельные гостиницы и рестораны с фасадами, выходящими на современную улицу Гоголя: «Люкс», «Националь». С видом на площадь стояли престижные здания. Более скромные и откровенно бедные выходили на улицы Володарского и Коммунистическую.