В Волгограде 14 января освободили из-под стражи 21-летнего Артема Астафьева, который в июне прошлого года вместе с родным братом задержал пробравшегося в их дом на Ангарском омоновца. После этого сам Артем стал фигурантом уголовного дела.
Журналисты V1.RU вместе с родными встречали утром парня у ворот ЛИУ № 15. Вечером семью Астафьевых ждала еще одна радостная новость.
«Хочу просто жить, работать и радовать своих близких»
Встречать Артема Астафьева у ворот ЛИУ № 15 утром 14 января собрались три женщины: родная сестра, девушка Артема и мама Татьяна Николаевна. Ожидание затянулось на два долгих часа. Переминаясь с ноги на ногу, чтобы согреться, близкие еще и еще раз проговаривают всю историю от начала и до конца, вспоминают многочисленные встречи со следователями, очные ставки и «битву» за возвращение домой.
— У нас не было цели делать что-то противоправное, — повторяет мать парня Татьяна Астафьева. — Это было всего лишь задержание человека, который совершил противоправные действия. Это не было умышленно. Так сложились обстоятельства. Думаю, если случится подобная ситуация, все поступят так же. Себя не переделаешь. С чем ты родился, с тем и умрешь.
Каждый щелчок двери на КПП заставляет женщин вздрогнуть с надеждой наконец увидеть родное лицо. И вот дверь отворяется, оттуда навстречу родным выходит голубоглазый парень. Первым делом — горячие объятия, слезы матери и спешка поскорее уехать домой.
Общение с журналистами V1.RU Артем начинает со слов благодарности всем, кто поддерживал его. Парень признается, что ощущает себя как во сне. В лучшее, говорит он, уже не особо верил.
— Арестовали меня 2 декабря примерно в районе трех дня. По сей день, получается примерно полтора месяца, я провел в СИЗО. Сейчас такое состояние, как будто сплю. Я вообще не ожидал этого. Первые дни после ареста можно назвать только одним словом «ужас». Сначала я был в изоляторе временного содержания. Там была небольшая комната, в которой нет ничего, кроме кровати и стола. Психологически очень тяжело. 4 декабря после суда меня отвезли в СИЗО № 1. Там было хотя бы немного полегче. Попались хорошие люди, которые помогли все осмыслить. Ну а в ЛИУ я уже просто лечился и ждал хоть чего-то.
Все происходящее и уже пережитое 21-летний волгоградец хочет забыть как страшный сон.
— Это не справедливо, когда пытаешься помочь и с тобой впоследствии происходит подобное. Я привык работать и быть рядом со своими родными. В СИЗО вариантов нет — лежать и только. Я мечтаю о простой жизни: хорошей семье и хорошей работе. Хочу радовать своих близких и радоваться сам, что могу быть с ними рядом. Это цель моей жизни. Явно не то, откуда я сейчас вернулся.
Несмотря на то, что судьба Артема до сих пор под вопросом (уголовное дело расследуется), он уверенно заявляет о том, что если бы повторилась ночь с 16 на 17 июня, вряд ли поступил бы иначе.
— Думаю, что я поступил правильно. Иначе я не могу.
«Для меня важно, что Артема выпустят»
Вместе с близкими два часа выхода Артема Астафьева из ЛИУ № 15 ждала и его адвокат Светлана Остальцева. Защитник парня рассказала журналистам V1.RU о том, как добивалась его освобождения из-под стражи.
— Дело из отдела полиции № 3 передали в УМВД Волгограда, а 30 декабря меня как адвоката известили о том, что будет суд об избрании меры пресечения. Хотя для меня было не понятно, как можно было закинуть документы в суд за день до судебного заседания. 30-го числа я поехала в ЛИУ, где находился Артем. Попала под селекторное совещание, с огромным трудом всё-таки пробилась к своему подзащитному, но получить от врачей так необходимую для предоставления в суд справку было ещё сложней. До часа дня со мной никто категорически не хотел общаться. Только около трех часов дня 30 декабря я попала к врачу, который выдал справку о том, что моему подзащитному показана операция в плановом порядке. Чтобы вы понимали, у Артема опухоль, которая находится прямо около сонной артерии. Эту справку мы представляли суду, но судья при разрешении вопроса о удовлетворении ходатайства следователя о продлении ареста оставила данную справку о состоянии здоровья моего подзащитного без внимания.
Решение об освобождении Артема под подписку о невыезде принял в итоге следователь. Адвокат парня оставляет этот факт без комментариев.
— Так бывает, что на стадии расследования следователь по своему разумению может менять меру пресечения. Для меня важно, что сейчас моего подзащитного выпустят. Важен результат.
— Артема, — говорит Светлана Остальцева, — обвиняют по статье об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью — ч1. ст.111 УК РФ.
— Вчера я посетила УМВД Волгограда, и меня заверили в том, что дело будет переквалифицировано по 114-й статье. Это, конечно, для нас лучше, потому что это причинение вреда здоровью, но при превышении самообороны. Ведь что сделал мой подзащитный? У родной мамы украли предмет. Он с братом этот предмет побежал забирать. Возможно, что-то и произошло. Но я была на следственных действиях. На улице, где происходило задержание, кромешная тьма. Артем не мог предусмотреть состояния дороги, освещения и так далее. Он хотел забрать предмет, который был собственностью его семьи. Делать выводы о том, что Артем умышленно нанес тяжкие телесные повреждения, преждевременно. А уж тем более избирать такую меру пресечения как арест.
«Расследование взято на контроль»
Освобождение Артема Астафьева под подписку о невыезде прокомментировали сайту V1.RU в ГУ МВД России по Волгоградской области. В главке также сообщили о проверке в отношении следователей и оперативников отдела полиции № 3, которые возбудили и расследовали уголовное дело до передачи его в городское УМВД.
— Широкое обсуждение в средствах массовой информации обстоятельств совершения деяний и тех доводов, которые приводили родные задержанных, конечно же, не осталось без внимания, — рассказали в региональном управлении. — Расследование уголовного дела, возбужденного по признакам совершения преступления, относящегося к категории тяжких, и избрание в ходе судебного заседания в отношении одного из братьев меры пресечения в виде заключения под стражу было взято на контроль руководством главка, поручено дополнительно изучить имевшиеся материалы. По решению руководства Главного следственного управления дело изъято из производства районного отдела полиции. Дальнейшее расследование поручено следователям городского УМВД. Изучив все обстоятельства, в ходе следствия было принято решение о переквалификации деяния на ст. 114 УК РФ — «Причинение тяжкого вреда здоровью при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление». Данная статья Уголовного Кодекса не предусматривает меру пресечения в виде заключения под стражу. По ходатайству следствия мера пресечения в отношении гражданина Астафьева изменена на подписку о невыезде. Правовая же оценка действиям следователей и оперативников ОП № 3 (Дзержинский район) Управления МВД России по г. Волгограду будет дана по окончанию проводимой служебной проверки.
Мать Артема — Татьяна Астафьева — подтвердила, что накануне ее приглашали в УСБ, где она повторила все, о чем рассказывала перед камерами V1.RU в декабре прошлого года.