Центральный рынок Волгограда практически перестал быть именно рынком. «Суперман» и многочисленные торговые отделы одежды, косметики и прочей бижутерии расположились в бывшем овощном корпусе. Экс-молочный корпус стал арт-пространством для показательного чаепития губернатора с главой Волгограда и пока не облюбовавших новые кафе хипстеров. Сейчас некогда занятое торговцами до отказа, громадное пространство рынка в центре Волгограда по сути ужалось до окруженного тротуарной плиткой и оштукатуренного мясного корпуса. Нужен или нет Волгограду Центральный рынок как рынок и что делать с возникшим на его месте новообразованием, рассуждает в своей авторской колонке на V1.ru экс-вице-мэр Волгограда и урбанист-общественник Дмитрий Любитенко.
Центральный рынок Волгограда в последние несколько лет претерпел значительные изменения. Вместо кипучей неупорядоченной торговли, тесноты, обветшалых фасадов и кричащего разнообразия теперь мы можем видеть обновленное здание этого муниципального предприятия.
Однако не всякое обновление идет на пользу, тем более когда оно проводится без осознанных планов, разработки концепции, обсуждения решений со специалистами. Разница между отличным результатом и результатом «на троечку» заключается отнюдь не только в объеме имеющихся средств на реализации проекта.
Вот и с Центральным рынком произошло то, что произошло. Теперь здание, условно называемое рынком, несмотря на израсходованные на его реконструкцию деньги, таковым по сути своей не является. Утрачены и первоначальные торговые функции здания, и те возможности для развития Волгограда, которые мог бы создать этот объект при правильной его реконструкции.
О каких возможностях идет речь? В первую очередь, рынок мог бы стать знаковым объектом культурного наследия в Волгограде. Исторической достопримечательностью и объектом познавательного туризма, который было бы не стыдно демонстрировать гостям нашего города. Для этого, в первую очередь, важно было сохранить исторически достоверный облик здания.
В 2018 году открытое пространство на территории рынка администрация предприятия замостила мелкоформатной плиткой канареечного цвета. Ценная площадка была превращена в плац.
На огромном, раскаленном в летние месяцы от жары пространстве были установлены лавочки, а также система увлажнения, как в модных летних кафе. Свежие фрукты и овощи с дач, которые в прежние годы здесь продавались, были бы и сейчас весьма востребованы горожанами и гостями нашего южного города. Увы, в тот год торговлю в этом пространстве свернули, хотя она продолжилась в менее цивилизованной форме уже за пределами рынка.
В 2019 году администрация рынка взялась за фасад здания. Речь, в первую очередь, идет о мясном корпусе здания, построенном более века назад. В июле 2019 года объекту был нанесен ущерб — открытая кирпичная кладка была заштукатурена. Об этом, кстати, неоднократно заявлял председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников.
Центральный рынок мог бы приобрести привлекательный вид за счет сохранения кирпичного фасада мясного корпуса. Есть множество удачных примеров сохранения открытой кирпичной кладки во время реставрации и адаптации исторических зданий в других городах России. Например, «Ликёрка» в Туле или «Лофт1890» в нашем городе. Тем не менее решение заштукатурить фасад Центрального рынка Волгограда было реализовано, несмотря на протесты со стороны экспертов.
Наконец, совсем недавно, в конце 2019 года, внутренние помещения рынка, в которых в прежние годы продавалась свежая мясная продукция, были превращены в фуд-корт. Недавно я побывал в этом пространстве и был удивлен несколькими довольно странными решениями.
Во-первых, в помещении корпуса установлены обогреватели, очень похожие на те, что использовались в ресторане «Белладжио». Тогда использование похожих обогревателей внутри помещения привело к трагедии.
Во-вторых, в корпусе звучит громкая и достаточно неуместная музыка (о вкусах, конечно, не спорят).
Самое главное, теперь в помещениях Центрального рынка полностью отсутствуют места торговли свежей продовольственной продукцией за исключением тех товаров, которые можно приобрести в «Супермане». И это серьезное упущение. Между «Суперманом» и фуд-кортом располагается арендная зона, в которой продаются в основном непродовольственные товары, в большинстве своем не имеющие региональной специфики — такие товары можно купить в любом другом месте.
В 2020 году я предлагаю администрации Волгограда остановиться и пересмотреть подходы к развитию Центрального рынка. Необходимо сосредоточиться на нескольких направлениях.
Следует вернуть торговлю свежей продовольственной продукцией в помещения рынка. Это увеличит поток покупателей и сделает объект более привлекательным для гостей города. Вьетнамская одежда, безделушки из Китая — это не то, что можно привлечь большой поток посетителей.
Центральный рынок — это визитная карточка города. Здесь должны быть представлены тематические брендированные торговые места местных товаропроизводителей, а также торговых партнеров Волгоградской области. В качестве ориентира я предложил бы взять Центральный рынок Воронежа, который превращен в выставку достижений сельскохозяйственной отрасли региона. Давайте сделаем так же или лучше.
В Воронеже мне понравились наличие единых требований к организации торговых мест, выкладка товаров, форма одежды продавцов (различная для мясного и рыбного отделов). Каждый день эту торговую площадку посещают более 15 тысяч покупателей.
Также торговые места должны отличаться привлекательным дизайном, благо, примеров в нашей стране существует масса. К примеру, тот же самый Даниловский рынок в Москве. Сейчас наш рынок не соответствует ведущим тенденциям.
Нет необходимости разрушать вновь созданный фуд-корт. Следует задуматься об организации торговли свежими продовольственными товарами на месте арендной зоны, которая сейчас, скорее, снижает привлекательность рынка.
Фуд-корт, безусловно, необходим. Однако в его пространстве необходимо организовать приготовление блюд из свежих продуктов, сделав этот процесс наглядным. Потребитель будет знать, в каких условиях происходит приготовление пищи. Идеально, если он сам сможет выбрать продукт, из которого будет приготовлено его блюдо.
И, безусловно, важно, чтобы меню отражало региональную специфику. Рыба (в городе на Волге), мясные деликатесы от фермеров, домашние соленья — всё это будет более интересным, чем универсальные меню сетевого ритейла. Свежеприготовленные блюда и полуфабрикаты должны быть в изобилии и разнообразии представлены на открытых прилавках, например, как в роттердамском Марктхоле.
С весны и до глубокой осени открытое пространство рынка должно стать местом для проведения продовольственных ярмарок выходного дня. Здесь необходимо предоставлять места для торговли фермерскими товарами, произведенными сельскохозяйственными товаропроизводителями Волгоградской области.
Рынок может приобрести привлекательные, разработанные по его заказу в едином стиле торговые прилавки и сдавать их в аренду на время ярмарок. Так будет обеспечен привлекательный внешний вид торговых мест.
Давайте вспомним «О! Маркет», ведь было здорово! Ничто не мешает создать формат регулярных ярмарок выходного дня во внутреннем дворике рынка.
Последнее, что я бы предложил, — соединить помещения Центрального рынка с торговым комплексом «Диамант на Комсомольской». Скажем условно, «прорубить проход» между двумя зданиями. Думаю, это возможно.
Знаю, что с точки зрения действующих требований к обеспечению безопасности объектов сделать это достаточно сложно. Однако в Екатеринбурге в 2018 году удалось ведь соединить два торговый центра — ЦУМ и «Пассаж». Для этого даже пришлось строить пешеходный мост.
В нашем случае необходимо договориться собственникам двух зданий. Эффект будет мощным и не заставит себя долго ждать. В таком случае всю торговлю непродовольственными товарами можно будет смело перенести в «Диамант на Комсомольской».
Уверен, что и у других волгоградцев найдутся предложения по развитию Центрального рынка. Надеюсь, что администрация Волгограда будет более чутко к ним прислушиваться. Возможно, даже организует общественное обсуждение этого вопроса. Оно давно назрело.
Согласны с автором?