Город Волгоград оккупировали стаи диких собак интервью «Собака не должна возвращаться на улицу»: кинолог о стаях бродячих псов и сомнительной пользе приютов

«Собака не должна возвращаться на улицу»: кинолог о стаях бродячих псов и сомнительной пользе приютов

Честное мнение без крайностей о собачьих стаях на улицах Волгограда

Так ли опасны эти милые создания, какими их считают многие волгоградцы? 

В Волгограде в 2019 году выловили полторы тысячи бездомных собак. После вакцинации и стерилизации большинство псов снова оказались на улице. Таким образом жители Волгограда не по своей воле учатся гуманно соседствовать с животными. В то время как здоровым Шарикам выдают паспорта, социальные сети пестрят очередными сообщениями об опасных стаях. Заглушают их только мольбы зоозащитников о помощи очередной попавшей в беду дворняге.

Журналисты V1.RU пообщались с опытным кинологом и попытались разобраться в проблеме. Программа «Гуманное соседство» — это зло иди добро? Как вести себя при встрече с бездомной собакой? Почему одни псы проявляют агрессию, а другие нет? На все эти вопросы мы попросили ответить профессора Волгоградского аграрного университета Михаила Коханова.

«Не сказал бы, что работа приютов — это подвиг»

Ка и все жители Волгограда, опытный кинолог каждый день сталкивается на улицах с десятками бездомных собак. Глядя на них, Михаил Коханов замечает растущее количество чипированных животных.

— Конечно, я езжу по улицам и наблюдаю за тем, как растет число бездомных собак. Они были всегда, но на сегодняшний день, по имеющимся у меня данным, в Волгоградской области порядка 25 тысяч бездомных особей. Это большая цифра, конечно. Когда был другой политический строй, существовали артели по отлову. Да, может быть, это не гуманно, но число животных на улице контролировалось. Когда достигнем пика, придется снова говорить о кардинальных мерах. Со стороны власти должен быть жесткий контроль за популяцией собак и теми организациями, которые занимаются их отловом, приютом и так далее.

Михаил Коханов работал главным ветеринарным врачом сельхозотдела ГУФСИН России по Волгоградской области. Подполковник запаса. С 2006 года работает в ВолГАУ. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Автор 145 научных работ, в том числе 14 учебных пособий, монографий

О программе «Гуманное соседство», в рамках которой волгоградские приюты работают по схеме «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат», Михаил Коханов предпочитает говорить осторожно. С дикими животными, уверен профессор ВолГАУ, должны работать профессионалы.

— Я бы не сказал, что это подвиг. Ну стерилизовали животное, выпустили его, но оно же примыкает к стае и продолжает представлять собой социальную угрозу. Подобрать собаку с улицы, приютить — очень сомнительное дело. Нужны специалисты, которые не просто вылечат и стерилизуют животное, нужны такие, которые скорректируют его поведение. Как специалист я могу утверждать, что на это нужно определенное время. За два-три занятия это сделать невозможно и чушеподобно. Да и есть ли такие специалисты в приютах? Есть только любители, от которых, откровенно говоря, больше вреда, чем пользы. Таким начинаешь задавать вопросы, а они даже не знают анатомии собаки.

Михаил Коханов не отвергает необходимости приютов как таковых, однако их деятельность, по мнению профессора, требует корректив и, прежде всего, привлечения квалифицированных кинологов.

— Пока это только мода, которая дошла до нас с Запада в несколько искаженном виде. Сейчас у нас нет ничего своего, только подражание. Это любительский уровень в розовых тонах. Когда в приютах появятся кинологи, зоопсихологи с документами установленного образца, тогда пойдет уже совсем другой разговор. И это должны быть не какие-то двухдневные курсы, пройденные у дяди Васи. Это должны быть серьезные кинологические центры. При этом вернусь к вопросу контроля со стороны надзорных органов: приюты должны отчитываться о том, сколько собак они стерилизовали и куда потом вы их пристроили.

Каждая оказавшаяся на улице собака либо гибнет, либо примыкает к стае 

Почти каждая выпущенная на волю чипированная собака примыкает к стае, говорит Михаил Коханов. Да, она не размножается, но потенциально представляет опасность для людей.

— Безвредная с вредной, чипированная с нечипированной в любом случае будет контактировать, потому что это природа, это жизнь. Никто не оспаривает пользы чипирования, стерилизации и вакцинации. Но после этих процедур собака не должна возвращаться на улицу, ее надо куда-то определять.

Вина лежит на человеке

По словам Михаила Коханова, большой процент среди волгоградских беспризорников — собаки, выброшенные на улицу людьми. Не отдавая себе отчета и следуя моде, волгоградцы берут в дом породистых псов. Если человек и питомец не сходятся характерами, страдает последний.

— Часто семья заводит собаку, но не знает, как с ней обращаться. Тем временем у каждой собаки есть определенные породные особенности. Например, мастино неополитано. Очень серьезная порода. Контакта с собакой еще не установлено, а люди берут и начинают ее гладить во время приема пищи. Как результат — две-три откушенные фаланги пальцев. Это не выдуманный пример. Приходилось выезжать в поселок Кирпичный, где 12-месячная сука южнорусской овчарки загрызла своего хозяина. Собака была выведена в конце 18-го века для борьбы с браконьерами. Мужчина этого не знал. Овчарку усыпили, конечно, но кто виноват в таком случае? Человек и его человеческая лень. Домашним животным нужен выход энергии, в противном случае, даже не желая того, они могут травмировать хозяев. Как поступают в таких случаях люди? Выбрасывают на улицу.

Большой процент беспризорников — выброшенные на улицу домашние питомцы

У оказавшейся на улице домашней собаки четыре пути, только два из которых ведут к выживанию.

— Домашние питомцы либо попадают в чьи-то заботливые руки, либо прибиваются к стае, либо гибнут в конфликте со своими сородичами или по вине человека, — говорит Михаил Коханов. — В стае они дичают и начинают беспорядочно размножаться. За несколько месяцев на улице, пока такую собаку, возможно, заметят волонтеры, она успевает принести потомство.

Профессор категорически не согласен с утверждением, что все бездомные псы «на одно лицо». Размышления о «дворянинах» опытный кинолог и вовсе называет дилетантскими.

— Вы уж извините, но такой подход — чисто дилетантский. Есть такой зоотехнический термин как «беспородное скрещивание». Вряд ли зоозащитники ходят и отслеживают стаи на предмет появления породистых собак. Прежде чем такое животное попадает в руки и стерилизуется, оно успевает совокупиться и принести помет. Вот вам уже и смесь лабрадора и какого-нибудь водолаза. Потом эта помесь скрестилась, скажем, с лайкой, и получается целая белиберда.

Никогда не знаешь, какая кинется

Михаил Коханов не разделяет и того мнения, что бездомные собаки агрессивнее домашних. На то, как среагирует животное, могут влиять совершенно разные и часто неожиданные факторы.

— Рассмотрим пример. Собака прибилась к школе. Один из двух товарищей, скажем, Петя, начал прикармливать животное. Потом Вася и Петя законфликтовали, и собака бросилась защищать Петю. Вот вам и нападение собаки на ребенка. Если собаки живут при школе и бросаются на прохожих, можно предположить, что это пробуждение инстинкта охраны. Кроме того, животное может отреагировать агрессивно, если какое-то действие человека покажется ему провокационным. Даже громкий разговор может стать причиной атаки. Вполне может быть и такое, что бездомная собака атакует человека, у которого дома есть свой питомец такого же пола. В данном случае сыграть роль может едва уловимый запах.

Поведение собак не зависит от их размеров, все решает темперамент

Бродячие собаки, по словам профессора, не лишены темперамента. Перед вами в собачьем обличье может предстать абсолютно неконфликтный меланхолик. Может случиться и так, что вы повстречаете задиристого холерика.

— Конечно, многое зависит от характера самой собаки. Среди них есть такие же сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Грести всех под одну гребенку не стоит. Единого на всех шаблона нет и быть не может. Но поскольку мы не знаем с вами происхождения той или иной собаки, мы не можем прогнозировать и того, как она поведет себя в той или иной ситуации. Если вы увидели бродячее животное или стаю, лучше обойдите стороной или не выказывайте своего волнения или агрессии.

Чем сильнее вы боитесь собак, тем дальше вам надо от них держаться.

— При волнении адреналин, или молочная кислота вырабатывается организмом, и, когда превышает норму, через потовые железы и поры подается сигнал, на который собака тут же реагирует. Ее боятся — значит она может нападать. Не нужно бояться, но и осторожность никогда не помешает.

Один раз почувствовала кровь — уже не остановишь

Собака — ближайший родственник волка. Об этом нельзя забывать

При всей любви к собакам профессор ВолГАУ признает: если бродячий пес один раз укусил человека и попробовал на вкус кровь, его уже не остановить. Исправить животное в таком случае невозможно, какие бы гуманные цели ни ставил перед собой человек.

— Если собака почувствует кровь, она потом так и будет ее хотеть. Именно поэтому при подготовке служебных собак используют кровь человека. Пусть просроченную, но если собака один раз узнала вкус крови и структуру человеческого мяса, у нее пробуждается инстинкт. Собака ведь кто? Наиближайший родственник волка. В случаях нападения собак их нужно немедленно отлавливать, брать на анализ кровь. И даже в том случае, если животное не является переносчиком опасных болезней, выпускать его обратно на улицу нецелесообразно. Усыпление опасных особей — кардинальная мера.

Опытный кинолог дает простые рекомендации на случай нападения собак.

— Первое — нужно сделать вид, что вы поднимаете что-то с земли. Собаки этого очень боятся. Либо вы издаете громкий гортанный звук. Это применяется даже при дрессировке служебных собак. Повторюсь, что собаки — это близкие родственники волков, у которых очень развит инстинкт самосохранения, поэтому в той или иной ситуации собака не будет рисковать собой. А вообще не стоит ходить в темных и безлюдных местах. Коль уж пошли, ведите себя осмотрительно.

Не надо одноразовых акций

Каким бы милым ни показался вам пес, не надо устраивать разовые благотворительные акции

Михаил Коханов отговаривает волгоградцев от прикармливания бродячих псов.

— Часто приходится видеть около магазинов стаи бродячих собак. Они появляются там не случайно. Вы, предположим, дали сосиску Джеку. На следующий день Джек приведет с собой Пирата и Тузика. Кто-то покормит этих собак, и на следующий день их количество увеличится. Получается, что люди сами создают себе проблемы. Должны быть нормы социального поведения. Сердоболием показные одноразовые акции никак не назовешь. Это мое субъективное мнение, конечно, но вы же не хотите контактировать с той или иной собачкой в дальнейшем?

В конце разговора Михаил Коханов снова возвращается к мысли о недостаточном контроле власти над ситуацией.

— Надзора нет. Непонятные бригады по отлову сегодня не имеют ничего общего с тем отловом, который был при Советском Союзе, когда улицы целенаправленно очищались. Может быть, это было не гуманно, но зато в обществе не было этой боязни. Отлов, стерилизация и выпуск — это не решение вопроса. Проблему сейчас однозначно недооценивают, и власть должна принимать решения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
129
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления