93-летняя челябинка Розалина Павловна (в девичестве Харитонова. — Прим. ред.) перед Новым годом получила необычный подарок — спустя 78 лет она наконец-то встретилась с родной 91-летней сестрой Юлией, потерянной в годы Великой Отечественной войны. Долгое время их семьи искали друг друга и уже утратили надежду, что вторая сестра до сих пор жива. В историю вмешался случай. Как бабушки нашли друг друга и кто помог им увидеться, рассказали наши коллеги с 74.RU.
«Вместо завода — кратер»
Розалина и Юлия потерялись в августе 1942 года в Сталинграде, когда на город обрушилась бомбардировка немецких войск. Судьба развела девушек по разным уголкам Советского Союза. Одну при эвакуации увезли в Челябинск, вторую — в Узбекистан. Розалине тогда было 15 лет, Юлии — всего 13. Всё это время они помнили друг о друге и не теряли надежды получить хотя бы какую-то весточку, несмотря на то, что Юлия Павловна и её семья долгое время считали, что её старшая сестра Роза погибла во время обстрела.
— Бабушка рассказывала, что в тот день [когда началась бомбардировка Сталинграда] Роза как раз не хотела идти на танковый завод работать. Но почему-то она ушла раньше обычного, — рассказывает внучка Юлии Павловны Анастасия. — И когда уже начали бомбить, её родные побежали к заводу, а его уже не было. На его месте был кратер. А в это время Розу как раз уже эвакуировали. Бабушку Юлю тоже эвакуировали, но за пределы России.
Розалина тем временем поднимала архивы о потерявшихся в годы войны людях и писала письма всем, кто мог бы помочь найти сестру. Но ответа не получала. Вот выдержка из одного такого письма, написанного челябинкой в программу «Жди меня» 15 лет назад:
«Прошло 63 года, как я ничего не знаю о своих близких родных. Наша семья состояла из 6 человек: папа, мама, брат и мы, три сестры — Галя, я и младшая сестра Юлия. До войны мы все были вместе в Сталинграде, жили, играли, учились. Родители работали. Но война нас разлучила. К началу войны папа с нами уже не жил, говорят, его посадили. А брат сразу же ушёл на фронт. Мама осталась с нами тремя одна. Я поступила в ремесленное училище при нашем танковом заводе (до войны он был тракторным заводом. — Прим. ред.). Так как оно было далеко от дома, то жила в общежитии и редко бывала дома.
Мы учились выполнять задания мастера и рыли противотанковые траншеи. Но никогда я не слышала слова "эвакуация". Пока однажды, это было в августе, нас не разбудили ночью и не сказали, чтобы мы шли к пристани к переправе. Когда мы добрались до пристани, немцы уже бомбили наш берег. Меня подхватил поток людей и потащил на паром. Бомбы всё падали и падали вокруг этого парома. Самолёты шли волна за волной, бомбы покрывали город, взрывы сливались в сплошной рёв. Через несколько часов пламя охватило весь город. Гигантский костёр был виден на десятки километров. Но, несмотря на весь этот ужас, мы благополучно доплыли до противоположного берега и убежали вглубь леса. А потом меня с остальными спасёнными повезли в Челябинск. Там я продолжила учёбу в ремесленном училище при местном танковом заводе, а в феврале 1943 года уже вышла на работу на завод».
Сестра Галина, о которой пишет Розалина Павловна, — её близнец. По словам родных Юлии Павловны, Галина погибла во время войны и похоронена в братской могиле. Данных об их старшем брате Юрии, ушедшем на фронт, у семьи до сих пор нет.
«Помог случай и неравнодушие полицейского»
В 2014 году внучка Розалины Павловны ещё раз отправила заявку на поиск бабушки Юлии на сайт программы «Жди меня». Там она оставалась без ответа до начала 2020 года, пока её случайно не увидела дочь Юлии Павловны. Оказалось, что уже очень много лет семья живёт в Пензе.
— Моя мама всегда искала сестру бабушки. Только она искала неправильно. Она не смотрела, кто нашу бабушку ищет, а, наоборот, вводила фамилию, имя, отчество сестры бабушки. А в этот раз она зашла на сайт «Жди меня» и ввела данные нашей бабушки, и там вышла заявка, что её ищут, — рассказала 74.RU внучка Юлии Павловны Анастасия. — Мы увидели данные отправителя заявки и были ошарашены, потому что всю жизнь бабушка говорила, что её сестра погибла на заводе при бомбёжке. А потом мы позвонили в редакцию программы. Они нам всю неделю говорили, что контакты автора заявки устарели, адреса там не написано, указано лишь, что из Челябинской области. Я пыталась узнать телефон автора заявки, но мне его не сообщали. И тогда мы обратились через «Госуслуги» в полицию Челябинской области с заявлением о розыске родственника.
По словам родных старушек, найти друг друга им помогло неравнодушие сотрудника МВД, который занимался этим делом.
— Полицейский по своей инициативе ходил, искал, [приходил] на старую бабушкину квартиру, — уточняет внучка Розалины Павловны Екатерина.
Оперативник нашёл данные о старой прописке Розалины и передал их дочери Юлии. По адресу прописки родные нашли в старом телефонном справочнике Челябинска домашний номер бабушки. Но он оказался отключен.
— Я в истерике тряслась и звонила по телефонам всего дома. Сказала, что не успокоюсь и никуда не пойду, пока не найду номер бабушки. Даже готова была ехать из Пензы в Челябинск по этому адресу, чтобы обойти весь дом. В итоге по одному из номеров мне ответила её соседка, и у неё оказался номер телефона дочери бабушки Розы, — продолжает рассказ Анастасия. — Меня мама спрашивает, буду ли я звонить. А я стою и молчу, потом говорю маме: «Нет, давай ты [звони]». Она позвонила и говорит: «Мы ваши родственники». Тётя Оля, дочь бабушки Розы, сразу заплакала. Это было в начале января, а через пять дней мы уже поехали в Челябинск.
«Семья стала вдвое больше»
Новость бабушки восприняли по-разному. Юлия Павловна, по словам её внучки, отнеслась к ней спокойнее.
— Она, видимо, за всю жизнь уже перетерпела всё. Она рада тому, что сестра нашлась, но она крепкая у нас [на эмоции], — говорит Анастасия. — Раньше всё равно не так просто было найти человека, как сейчас. Мы очень рады, что нашли родственников. У нас и так тут большая семья, а теперь стала ещё больше.
Розалина Павловна, как и её семья, до сих пор пребывает в шоке.
— Бабушкам не верится в это всё, как это может быть — спустя столько лет найти [сестру]. Мы сами очень долго не могли поверить, отходили от всего этого два дня, — добавляет Екатерина. — Это чудо! Потому что бабушкам уже за 90 лет. И спустя такой срок найти близких! Говорят, что это единственный случай за 20 лет существования передачи [«Жди меня»], чтобы за такой большой срок удалось найти людей.
Организовать долгожданную встречу сёстрам помогли продюсеры программы «Жди меня». Они оплатили Юлии Павловне и её дочери билеты на поезд из Пензы до Челябинска и организовали сопровождение реанимобилями — бригады медиков провожали 91-летнюю старушку до поезда и встречали на вокзале в Челябинске.
— Когда мы уже нашли бабушку, с нами связались из программы «Жди меня», спросили, как мы думаем, нужна ли бабушкам встреча. Люди 78 лет не виделись! Может быть, у них уже нет тех эмоций, которые были бы лет 30 назад, но хотя бы подержаться друг за друга, обнять друг друга. Когда ты всю жизнь думал, что родного человека уже нет, а он, оказывается, есть... Внучки, дочки бы, конечно же, увиделись [сами]. Но это же бабушки расстались! Им нужна была встреча, — рассказывает Анастасия.
Накануне Крещения Юлия Павловна с родными приехала на несколько дней в Челябинск. Трогательное воссоединение сестёр прошло очень эмоционально. Сейчас семьи продолжают общение с помощью видеосвязи, а летом челябинская родня планирует отправиться в гости в Пензу.
Дарья Невзорова