Фонд благоустройства и озеленения городской среды волгоградского бизнесмена Романа Донского заявил, что высадит в пойме реки Царицы Фамильный сквер из 118 деревьев, на которые волгоградцам предлагают пожертвовать от 12 000 до 23 000 рублей. Эксперты недоумевают, почему это фонд будет продавать деревья и распоряжаться территорией, реконструировать которую взялась по соглашению с мэрией Волгограда совершенно другая компания за 142 миллиона рублей из бюджета.
Напомним, перед началом реконструкции склона поймы Царицы со стороны Ворошиловского района, под вырубку ушло минимум 80 взрослых деревьев. На их место, в рамках заключенного государственного контракта, обещали высадить самую разнообразную замену.
— К существующим зеленым насаждениям рабочие высадят на склоне крупномерные деревья и кустарники. В их числе клен остролистный, ель, сосна, береза, ясень, липа крупнолистная, рябина, сирень, ирга, дерен белый, спирея, форзиция, бирючина, можжевельник и другие. Также здесь будут разбиты цветники из двух тысяч кустов роз и посеяны семена газонных трав. Для ухода за всеми зелеными насаждениями подрядная организация проложит современный поливочный водопровод, — успокаивали чиновники городской администрации. Сейчас выяснилось, что часть склона будет засаживать деревьями недавно зарегистрированный "Фонд благоустройства и озеленения городской среды", финансируя работы продажей "именных" деревьев волгоградцам.
Фонд благоустройства и озеленения городской среды
Фонд благоустройства и озеленения городской среды был зарегистрирован в налоговых органах 16 декабря 2019 года с юридическим адресом: улица Коммунистическая, 19д. Единственный его учредитель Роман Донской также входит в число совладельцев ООО «Управа Капитал».
В Арбитражном суде Волгоградской области лежит много дел, где фирма выступает в качестве истца или ответчика. Практически все они связаны с имущественными спорами по выплатам задолженности компании её многочисленными арендаторами.
Также известно, что учредители «Управы Капитал» через ИП периодически покупают «мёртвые здания» Волгограда. Роман Донской с бизнес-партнёрами Василием Ярдой и Юрием Сорокиным хотели приобрести с торгов заброшенный бывший Дом молодёжи за ТРК «ЕвропаСитиМолл». После внесения залога выяснилось, что здание было незаконно перестроено и в итоге признано самостроем. Сделка сорвалась.
В конце декабря предприниматели через одного из ИП купили с торгов за 95 миллионов рублей бизнес-центр на Академической, 22.
Директор Фонда благоустройства и озеленения городской среды Сергей Коровин — известный волгоградский журналист и ведущий программ на радиостанции «Эхо Москвы в Волгограде», которая располагается в контролируемом Романом Донским офисном здании №19Д на улице Коммунистической. Именно возле него администрация Центрального района требовала снести незаконный шлагбаум, пункты охраны и столбики самовольно устроенной на муниципальной земле офисной парковки.
«Нам понравилось место»
Руководство фонда заявляет, что в парке «Раздолье» собираются высадить в общей сложности 118 деревьев на участке вдоль Детской железной дороги от музея «Россия — моя история» до Астраханского моста. В сквере обещают установить стелу с перечислением всех, кто «купил» деревья по 12–23 тысячи рублей за штуку. Критики идеи намекают на связь устроителей фонда и чиновников, а те — уверяют в любви к Волгограду.
— На участке в 4700 квадратных метров по дендрологическому плану можно посадить не более 118 деревьев, — рассказал корреспонденту V1.RU директор фонда Сергей Коровин. — Отсюда и взялась общая цифра саженцев, всё просчитывали. Мы специально приглашали дендрологов для оценки. Мы хотим создать красивый сквер с новыми и качественными деревьями 3–4,5 метра. Все средства идут на организацию, покупку, доставку, посадку, укрепление корневой системы. Там куча расходов, которые понесёт фонд. По окончании посадки мы опубликуем отчёт, на что были потрачены деньги, и отправим его всем участникам. Никакой коммерческой деятельности ни по форме, ни по содержанию в этом нет.
По словам Сергея Коровина, властные структуры к созданию сквера не имеют никакого отношения.
— Мы работаем напрямую с инвестором, который благоустраивает пойму реки Царицы и взял её в аренду на длительный срок, — отметил директор фонда. — Здесь нет никаких бюджетных денег. Мы сами пришли к ним и предложили идею создания сквера. Нам понравилось место. Тем более там есть поливочная система и нормальные условия за уходом.
«Денег не жалко, но хочется, чтобы они шли на достижение цели»
Сам Роман Донской объясняет создание фонда личным желанием, а не стремлением к личному обогащению.
— Уже давно был внутренний запрос на благоустройство родного города и озеленение, сам я очень люблю сажать деревья, — уверяет Роман Донской. — Хочется создавать комфортную среду обитания вокруг себя. Я и мой круг общения старается помогать благотворительным организациям, которые занимаются преимущественно домами-интернатами. Часто приходит в соцсетях реклама с призывом помочь ребёнку-инвалиду, нуждающемуся в операции. Но ты уже не уверен, дойдут ли деньги или не дойдут. Денег, в принципе, не жалко, но хочется, чтобы они шли на достижение цели.Я подумал, что если у людей есть запрос на созидание и общественно-полезные дела, то нужен продукт, в который они действительно поверят. А дерево — это и может стать таким продуктом. Человек тратит деньги на улучшение города и может реально пощупать результат. Так и родилась идея с именными тематическими деревьями.Вообще крутится идея сделать сквер молодожёнов, сквер новорождённого, сквер золотого медалиста и так далее. То есть создавать тематические площадки, где людям важно отметить свой вклад в жизнь, дело. Они будут видеть, как растёт дерево, радоваться этому, ощущать чувство причастности к улучшению Волгограда. Отсюда и родилась идея фонда, который может цивилизованно и прозрачно аккумулировать денежные средства и тратить их на развитие таких проектов.
Фонд вначале рассматривал другой парк для посадки деревьев.
— Изначально мы собирались реализовать свою идею на другой площадке в центре Волгограда. Но всё упирается в ответственность по уходу за деревьями, — говорит Роман Донской. — Потому что они требуют регулярного полива и удобрений. По стратегии проекта мы решили сажать уже крупные деревья, чтобы люди сразу же видели результат. Да и для города это важно — такие деревья сразу же укрепляют атмосферу. Но такие деревья приживаются очень тяжело. Их надо удобрять, поливать, присматривать за ними как минимум в течение двух лет.
С создателями парка «Раздолье» фонду удалось найти общий язык.
— Пойма реки Царицы уже подготовлена, и есть гарантии, что высаженные деревья не останутся без ухода. Существует система полива, есть адекватный инвестор, который готов следить за ними и вести контроль, в том числе за актами вандализма, — отметил бизнесмен. — Для нас это очень важно. Мы создаём первую площадку и должны показать её эффектной и положительной. Чтобы сквер стал ценностью для Волгограда и его жителей. Мы очень переживаем и надеемся, что всё получится и сквер понравиться волгоградцам. Чтобы могли и дальше озеленять наш город. Мы же сами здесь живём, ходим и гуляем с детьми.
«Я не понимаю, как можно прийти и решить вопрос таким образом»
— Что это за проект, я до конца не понимаю, — говорит эксперт «Общероссийского Народного Фронта» Эдгар Петросян. — Хотя заходил на сайт и читал публикации в СМИ. На мой взгляд, суммы, за которые продают деревья, для Волгограда не совсем адекватны. Но вызывает дальше вопрос не то, что хотят высаживать деревья, а куда делся проект инвестора, обещавшего облагородить эту территорию. Почему появился новый проект? Вопросов больше чем ответов.
Эдгара Петросяна удивляет сама возможность создания частного сквера на территории, которая уже распланирована и включена в инвестиционное соглашение между ООО «Волгастилл», развивающим пойму, и администрацией Волгограда.
— По идее существует инвестиционный проект, по которому инвестор должен выполнять свои обязательства, — говорит эксперт. — Я не понимаю, как можно прийти и решить вопрос таким образом. Это как ты строишь себе дом, а к тебе приходят и говорят: «А давайте один этаж построю я, привлеку людей и создам кооператив». Что из этого дома получится? Строит получается не застройщик, а человек с улицы. Инвестиционный проект должен выполняться, а не меняться на ходу!