В ленте телеграм-канала «Архитектурные излишества», основателем и автором которого является широко известный историк и публицист Павел Гнилорыбов, 3 июля появились фотографии, на которых запечатлен снос входной группы стадиона «Монолит» в Волгограде. Журналисты V1.RU связались с Павлом, чтобы узнать его мнение о прощании Волгограда с советским наследием.
Публикуем комментарий историка:
— Да, действительно, вчера я опубликовал несколько снимков из Волгограда. Фотографии мне скинули несколько человек за день. Мне кажется, в Волгограде пока еще не научились сохранять оставшиеся следы времени, даже несмотря на его 400-летнюю историю и колоссальные разрушения, причиненные Великой Отечественной войной. Казалось бы, наоборот, нужно совершенно по иным сценариями к этому подходить, с двойной внимательностью, нежели так, как это делают в Астрахани, Самаре, Саратове и других городах.
Современный город — это своеобразный многослойный торт. В Волгограде можно «попробовать» старого Царицына, которого немного осталось. Можно зацепиться за постройки Сталинграда. Можно наслаждаться комплексом «Волжские паруса». Каждый ищет свое, но сохранение памяти, преемственности, за что мы все дружно проголосовали, забота о наследии являются прямым следствием Конституции. Это память.
В данной ситуации я понимаю, что было ужасное состояние. Но входную группу, серп и молот на входе надо было оставить. Я поражаюсь, с каким усердием советские люди занимались в 40-е годы восстановлением города. Читал на эту тему и был поражен. Это что-то невероятное. То, что делают сегодня, — плевок на могилы советских людей.
По большому счету, я взываю к модели, которая давно утвердилась во всем мире. Новое строительство возможно (понятно, что все не сохранишь), но какую-то память о старом в виде небольшого кусочка — это называется «консервация» — оставить можно. Таким образом можно всем угодить. И спортивную функцию оставить, и функцию памяти соблюсти. Когда мы подчищаем все, оставляя фактически пустоту, кроме археологии, то за какие корни нам держаться? Не за какие. И повторюсь, что для Волгограда как для города, в котором осталось мало следов прошедших эпох, этот вопрос втройне актуален.
За примером совмещения нового и следов времени в Волгограде не нужно далеко ходить. У вас яркий пример перед глазами. Это Мельница Гергардта. Что мешало советским людям ее снести и не оставить от нее камня на камне, построив на ее месте помпезный музей, коим и является «Сталинградская битва»? Этого не произошло, и согласитесь, что такие руины воздействуют на память гораздо сильней. Да меч, подаренный англичанами, — это хорошо и это воздействует на школьников. Но когда ты видишь и можешь и потрогать кусок разрушенного войной города, ты понимаешь, насколько это было страшно. Сейчас у исторического города самое главное — вызвать у людей эмоцию. Мельница Гергардта с этой функцией полностью справляется.
Из современных практик, о которых мы говорим, могу привести пример из Коломны, где во время благоустройства площади нашли фундамент часовни. Что в итоге сделали там? Подобие археологического парка под открытым небом. Есть информационный стенд, есть подсветка фундамента. Приходят люди, читают и задаются вопросами. Могли сделать скейт-парк, танцевальную площадку, но посчитали, что это пространство памяти. В России у нас давно такими вещами занимаются.
Стадион «Монолит» был построен в Сталинграде вскоре после войны, в 1950-х годах, на деньги завода «Красный Октябрь». Автором проекта спортивного сооружения в стиле советского неоклассицизма выступил тогда архитектор Юрий Бочаров. Построили стадион взамен разрушенному во время Сталинградской битвы «Металлургу». О предстоящем сносе стадиона стало известно в январе. Многие жители города-героя не раз высказывались в его защиту, но к мнению горожан чиновники прислушаться не пожелали. Сейчас с улицы Тряскина уже навсегда исчезла колоннада и две башенки входной группы.