V1
Погода

Сейчас+28°C

Сейчас в Волгограде

Погода+28°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +26

0 м/c,

753мм 28%
Подробнее
USD 87,81
EUR 95,78
Город мнение «Его не воскресить руганью, слезами и жалобами. Вообще ничем не воскресить»: размышления волгоградки на руинах тракторного завода

«Его не воскресить руганью, слезами и жалобами. Вообще ничем не воскресить»: размышления волгоградки на руинах тракторного завода

Фотограф Таня Блок — о прошлом и настоящем промышленного гиганта

За парадным входом Тракторного — безнадега и пустота

Об «уходе из жизни» тракторного завода в Волгограде нет-нет и вспоминают с разной периодичностью. Чаще всего это преисполненные печали речи о великом прошлом и никчемном будущем. Волгоградка Таня Блок прогулялась по руинам бывшего промышленного гиганта и поделилась с V1.RU своими размышлениями о безвременной кончине завода.

Смерть тракторного завода в Волгограде это не очередная история о неком производстве, не пережившем «эффективного» постсоветского менеджмента. Точнее, отчасти так оно и есть, но одновременно с этим, смерть легендарного завода нечто большее — это и конец эпохи, и похороны прекрасного индустриального будущего города. Я не буду произносить тирады, ругать кого-то, испепеляться в поисках причин и виновников. Факт есть факт: завод мёртв и его не воскресить руганью, слезами и жалобами. Вообще ничем не воскресить.

Как я туда попала


Так выглядит полная пустота

На территорию завода я попала буквально случайно. Это было незапланированное мероприятие. На днях я собралась в поездку в Нижний тракторный. Не первый раз слышала призывы туда отправиться и пофотографировать. Собственно, высадилась я напротив парадной входной группы завода (ключевое место Тракторозаводского района, узнаваемое. Я бы сказала — главный ориентир). На площади Дзержинского, перед проходными завода сейчас картинг, рядом страшный ТЦ, памятники в плохом состоянии. В общем-то, привычное печальное явление для многих провинциальных городов. Пошла я вдоль забора, а там дырка. И сквозь неё виднеются бесконечные горы строительного хлама и кирпичей. Я знала, конечно, что Тракторный разорён, что там что-то сносят, но когда увидела своими глазами масштаб происходящего, признаться, я ощутила некое подавленное чувство внутри, удивление и растерянность. Шагнув внутрь, все эти ощущения обострились в несколько раз.

Немногочисленные останки завода — как декорации для постапокалиптичных картин

Вы когда-нибудь были на кладбище гигантского производства? Для меня это было впервые. И ассоциации были именно с кладбищем. Словно ходишь по скелету завода, перемолотому в труху. Так, не поборов любопытства и невзирая на множество знаков, мол, место охраняется и вход запрещен, я углубилась в изучение территории.

Сталинградскую мясорубку пережил, новую историю не смог

Оборванные коммуникации похожи на расползающихся по полу змей

Тракторный завод был основан в 1930 году и был первым подобным производством в молодом государстве советов. Можно сказать, это плод сотрудничества СССР и США: американские специалисты, в том числе и известный архитектор Альберт Кан (чья компания и проектировала завод), принимали самое активное участие в рождении Тракторного. Гордость Сталинграда, гордость Государства. Тракторному принадлежат множество производственных рекордов. С тракторным связана история советского танкостроения. Начинали со скромных Т-26, а уже к 1940-м выпускали новенькие Т-34.

Но главное, за что был известен Тракторный завод в народе — его история в период Великой Отечественной войны. Я не буду углубляться в исторические детали, но если кратко — завод выстоял. Он продолжал функционировать, выпускать и ремонтировать танки во время ожесточенных боёв в Сталинграде. Когда цеха были разрушены, рабочие трудились на улице, среди огня, пыли и руин. Сталинградский Тракторный обороняла одна 37-я гвардейская дивизия. Народ отвоевал завод. Заплатив кровью, проложил-таки будущее производству.

Кто из бывших работников завода вспомнит эту дверь и в каком здании она находилась?

В новое время Тракторному нужно было отбиваться не от немецких захватчиков, а от нерадивых управленцев, что, впрочем, оказалось невыполнимой задачей.

В 1992 завод был приватизирован. Работа всё еще шла и гигант предоставлял тысячи рабочих мест волгоградцам. В 2005 производство порубали на отдельные компании, а в 2007 Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. В 2014-м новый губернатор давал надежды на сохранение завода, в 2017-м признал, что его больше нет.

До сих пор местами сохранились отметины прошлого

Сейчас всё, что осталось от некогда легендарного завода-символа советской индустриализации — проходные и два потрепанных памятника на площади. Гражданская часть ликвидирована, ныне существует лишь военная, работающая в интересах Воздушно-десантных войск РФ.

О тракторном не забыли, его помнят, и по сей день он не сходит с уст. Мне кажется, людям просто обидно. Заводы — сердце индустриальных городов. И когда жизнь производства подходит к концу, это всегда горе и большая потеря, в особенности когда причиной этой смерти является халтурное отношение со стороны тех, кто должен напротив обеспечивать славное существование.

Что теперь?


Сложно поверить, что совсем недавно здесь еще кипела жизнь

Тракторный в своё время сыграл важнейшую роль в формировании нынешнего облика целого Тракторозаводского района. Благодаря заводу был построен рабочий микрорайон Нижний тракторный. Город долгое время кормился благодаря этому производству. А сейчас его остатки сносят. Уже больше двух лет продолжается медленное уничтожение, расчищение территории. Проблема ещё и в том, что на много метров вглубь почва пропитана токсичными отходами производства и не совсем ясно, под какие нужды в будущем могут выделить данное место.

Вверх или вниз?

Каким будет экономический и социальный облик северного района? Не хочу отвечать однозначно. Пока он лишь изнашивается и тлеет под жалкий писк, доносящихся из завалов Тракторного голосов.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
141
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Меня хватило на полгода, а потом возненавидела людей». Как я заработала на недвижимости тревожность вместо миллионов
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Рекомендуем