Известный блогер и дизайнер Артемий Лебедев назвал расположенный на Мамаевом кургане в Волгограде монумент «Родина-мать зовет!» «уродливой хренью» и «плодом советского старческого маразма». Такими нелестными эпитетами он охарактеризовал скульптуру на своем Youtube-канале.
Поводом для минутного выступления Лебедева относительно «Родины-матери» стала просьба некоторых жителей Волгограда вернуть прежнюю подсветку монумента.
— Волгоградцы просят вернуть подсветку скульптуре «Родина-мать зовет!». В Волгограде есть очень большая и очень некрасивая скульптура «Родина-мать зовет!». Вообще это ужаснейшее произведение советского монументального скульптурного искусства, которое, к сожалению, уже никуда не денешь. То есть это такая хрень, которую один раз поставили, она является символом, и понятно, что её нельзя ни снести, ничего. Её будут постоянно поддерживать просто до скончания веков. И мало того, что она на вид просто уродская, это старческий маразм какой-то поздний советский человека, который отвечал за то, чтобы её туда поставить. Я был там внутри, вылезал у нее из головы, оттуда вид хороший. Это единственное, может быть, чем она хороша. А сейчас проблема в том, что там была подсветка, которая хоть как-то какие-то анатомические достоинства «Родины-матери», а это все-таки женщина, и у нее есть анатомические черты — у нее есть сиськи, есть какое-никакое лоно, и раньше свет более-менее показывал, что баба с фигурой. Сейчас поставили какой-то совершенно [плохой] светодиодный свет, который её сделал абсолютно бессмысленной, поэтому я, конечно же, поддерживаю тех людей, которые хотят, чтобы эта скульптура подсвечивалась нормально. Раз уж стоит, давайте пусть будет всё по-человечески.
Единственный плюс Лебедев в символе Великой Победы все-таки нашел. Дизайнеру понравилось, какие виды открываются, если смотреть на Волгоград через люк на самой верхней точке монумента — в её голове.
Отметим, что дизайнер никогда не скрывал своего неприятия памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Еще 9 мая 2009 года в статье на Livejournal он подробно объяснял, почему не питает теплых чувств ни к одному из советских монументов.
— Война остается эпизодом для тех, кто выжил. Выжили, и дальше продолжают. Никакого отношения памятники, монументы, музеи и прочая пропаганда не имеют к жизни. Думают остаток жизни о войне только умопомешанные, — писал Лебедев. — Памятники Великой Отечественной войне один другого безвкуснее. Площади, оформленные Вечным огнем, — апофеоз брежневской школы архитектурно-градостроительной деградации и непрофессионализма. Стелы, стоящие в каждом районе, ужасны. Самое главное, что стела из обычного сраного бетона тут же становится священной — её нельзя ни тронуть, ни снести. Хотя по сути она — кусок бездушного конъюнктурного говна. Но все боятся об этом сказать вслух, потому что «наши деды воевали за нас». После победы над Наполеоном в России установили, может, 20 памятников. После победы над Гитлером — десятки тысяч. И ставят до сих пор. Начиная от обязательного для каждой деревни покрашенного пятью слоями серебряной краски бойца, заканчивая тупейшими гранитными композициями в центрах всех русских городов.
Напомним, что в 2016 году Артемий Лебедев проиграл суд участнице Сталинградской биты Марии Михайлицыной. Поводом для иска пенсионерки стала публикация от 6 февраля 2014 года под названием «Город-трус. Йу-ху» и публикация от 9 мая 2014 года «Хенде хох, Гитлер капут», а также публикация Лебедевым в своем блоге короткометражного фильма о Великой Отечественной войне, автором которого он не является. Участница Сталинградской битвы сочла, что эти тексты и ролик оскорбляют её честь и достоинство, подала иск в суд, потребовав миллион рублей в качестве компенсации причиненного морального вреда. Суд, выслушав стороны по делу, частично удовлетворил требования истицы, обязав Артемия Лебедева удалить спорные публикации и выплатить пенсионерке 500 тысяч рублей.