Волгоградского медиамагната и председателя реготделения Союза журналистов Вячеслава Черепахина вновь не отпускает советское прошлое. Если вчера он вспоминал всё негативное, что было в Советском Союзе, то сегодня он задумался о светлой стороне ушедшей навсегда эпохи. Десять тезисов о том, чем по праву гордились в СССР и до сих пор вспоминают с горечью безвозвратной утраты, он высказал в авторской колонке.
Как и обещал, возвращаюсь к воспоминаниям о Советском Союзе, каким я его помню. Сегодня о позитивных моментах.
1. Советский человек по-настоящему верил, что живет в лучшей стране мира. Патриотизм был нестыдным и искренним. Первый секретарь райкома и писатель-диссидент могли одинаково крепко любить свою страну и в случае необходимости отдать за нее жизнь. Даже эмигранты, уезжая, не переставали любить Родину.
Над Канадой небо синее,
Облака летят красиво,
Хоть похоже на Россию,
Только всё же не Россия…
Куча моих друзей (и я сам) готовы были служить в Афганистане, Кушке или Новой Земле, куда нас пошлет Родина. Родина по мелочам не разменивалась. Задачи были глобальные, долгосрочные и доступные только нашему народу.
2. Советский народ был сплоченным, единым, объединенным общей идеей (качество идеи — за скобками). Сплоченность проявлялась и в быту. Нормальным считалось оставить ребенка у соседки, приглядеть за стариками и поделиться стульями на соседскую свадьбу. Целостность восприятия советского человека несколько разрушалась в Советской армии, с ее вкраплениями шовинизма, дедовщины и презрения к нацменьшинствам. Но и сама армия была неоднородна, грубо говоря, делилась на элитную и там, где «ты что, по уставу служить хочешь?» Однако в целом ценности и задачи социализма были плюс-минус известны и в столице, и в дальнем кишлаке. И все плюс-минус делали свой вклад в его победу.
3. Социализм был не просто названием. Равное право доступа к социальным благам и услугам было всеобщим, хоть и несколько неравномерно распределено по территории. В соцпакет входили медицина (какая есть), среднее образование (неплохое), высшее бесплатное образование для тех, кто выше среднего, пенсия — каждому, профсоюзные путевки — самым активным, санатории — заслуженным, курсовки и билеты в театр — стахановцам и прочим достойным. При желании можно было посещать в ближайшем ДК театральный кружок или в бассейне группу здоровья. Стоимость была символическая и компенсировалась государством.
4. Забота о детях, на мой взгляд, — самое главное достижение советской власти со времен «Республики ШКИД» и до 91 года. Кружки по интересам, от моделирования до бальных танцев, спортивные секции (опять же за символическую стоимость), летние пионерлагеря (10 рублей/смена) — не только помогали родителям организовать детский досуг, но и работали на профориентацию и социализацию ребенка. Уникальный пионерлагерь «Артек» (единственный в мире в своем роде) за время своего существования пропустил через себя более 860 тысяч детей. Думаю, именно благодаря пионерлагерям имидж Советского Союза так высок среди поколения пионеров тех лет.
5. Наверное, потому, что советские писатели подвергались жесткой идеологической цензуре, самые талантливые из них научились писать тонко, казалось бы, не конкретно, зато очень глубоко. Русская и мировая литература немыслимы без Бунина, Пастернака, Солженицына, Шолохова, Бродского, Булгакова, Ильфа и Петрова, Стругацких, Вайнеров, Толстого, Симонова, Беляева, Твардовского, Веллера, Аксёнова, Довлатова и еще десятка великих и просто хороших писателей. А детская литература Барто, Драгунского, Булычёва, Михалкова, Чуковского, Носова, Гайдара, Маршака, Остера, Успенского и т. д. была настолько пронизана непреходящими человеческими ценностями, что преодолевала красный карандаш цензора и была по-настоящему мощным инструментом эстетического воспитания советских детей.
6. Мощь Советского Союза, по которой сейчас многие ностальгируют, определялась не столько экономикой, сколько передовым вооружением. Благодаря ему с 1949-го по 1991-й мир был биполярным. Военных инженеров и конструкторов в стране уважали. Образ мудрого главного конструктора Королёва, тиражируемый на экранах, многих мальчишек завлек в инженеры. Меня тоже. У меня, правда, в семье был еще свой главный конструктор — отец, который рассказывал во время парада 9 Мая на Красной площади, к разработке чего он имел отношение. И это было одно из любимых (из немногих) шоу, которое действительно убеждало нас, какая мы мощная страна. ВПК был истинной национальной идеей СССР, в оборонку вкладывались самые большие усилия и ресурсы. Работать в оборонке означало быть уважаемым в обществе человеком, с налетом секретности, многозначительности и знания чего-то важного. Почти разведчик в гайдаровском контексте. Советская промышленность, которая не смогла освоить производство элементарных бытовых приборов, умела производить супернадежную военную технику, которая выручает нас до сих пор. Советское оружие во многом благодаря советским разработкам котируется до сих пор во всем мире.
7. Советская наука была одной из сильнейших в мире. Можно вспоминать об украденных секретах атомной бомбы и ракетостроения, но при том, что эти же секреты были и у американских ученых, наши быстрее запустили искусственный спутник и первого человека в космос. Построили первую АЭС и создали первую ЭВМ. Показали первую голограмму и первые произвели жидкий гелий и другие газы. Ландау, Королёв, Харитон, Сахаров, Басов, Келдыш, Капица, Алфёров, Курчатов, Иоффе, Вавилов, Вернадский и сотни других ученых мирового уровня… В Советском Союзе был неплохо налажен профессиональный лифт для талантливых молодых ученых. В отличие от творческой и социально-общественной инициативы, производственная и научная инициативы поощрялись. В 70–80-е годы в СССР регистрировалось по 33 тысяч изобретений и 4 миллиона рацпредложений ежегодно. Рекорд в 1987 году — 83,7 тысячи изобретений. Увы, это говорит не об экономической силе государства, а о творческом потенциале. На котором, кстати, мы живем до сих пор. В современной России в прошлом году, например, были поданы всего 1218 патентных заявок. Да, это несколько разные системы регистрации — советская и международная, но разница очевидна. Наследие Советского Союза позволяет нам до сих пор летать, плавать, стрелять и выращивать таланты.
8. Мировую культуру невозможно себе представить без советской. За наших дирижеров, музыкантов, артистов, балет и цирк бились все мировые театральные и концертные площадки. Без Прокофьева, Дунаевского, Шостаковича, Высоцкого, Таривердиева, Пахмутовой, Ойстраха, Ростроповича, Нейгауза, Рихтера, Утёсова, Хворостовского, Гергиева, Спивакова, Хачатуряна, Шнитке, Антонова, Богословского, Зацепина, Фрадкина и сотен других музыкантов и композиторов мы не были бы такими, какие мы есть. Без Большого, Мариинки, Таганки, МХТ, «Современника», «Ленкома» и десятков других мы были бы просто банановой ядерной державой. Мне кажется, мы и русские-то до сих пор только благодаря нашей культуре.
9. Советский спорт. В этом разделе я просто приведу начало огромного списка из 9 тысяч имен: Яшин, Стрельцов, Бобров, Нетто, Черенков, Роднина, Белоусова, Протопопов, Пахомова, Горшков, Латынина, Турищева, Бубка, Третьяк, Харламов, Макаров, Ларионов, Фетисов, Касатонов, Блохин, Старостина, Сабонис, два Белова, Сальников, Садовый, Кондратьева, Санеев, Ткаченко, Брумель, Варданян, Алёхин, Ботвинник, Спасский, Смыслов, Таль, Петросян, Карпов, Каспаров. Что это было? Система подготовки, любовь к Родине или волшебство? Как сейчас понять?..
10. Уверенность в будущем у среднего советского человека — то, о чем сейчас многие вспоминают со вздохом вожделения. Классическая советская схема «школ — институт — завод» безотказно завершалась «квартирой — дачей — пенсией». «Школа — ПТУ — колхоз» также безотказно — «дом — машина — огород — внуки летом к бабушке». «Как все» — означало хорошо. «Не как все» и «ты что, самый умный?» — считалось оскорблениями. Для большинства людей предсказуемость будущего была стимулом настоящего. Человеческая взаимовыручка и государственная опека давали людям не только ощущение спокойствия за будущее, но и уверенность за своих близких и знакомых, что положительно влияло на общественные настроения.
Есть у меня ощущение, что сейчас, при всём развернутом в советское прошлое векторе развития страны, мы еще по-настоящему не подступили к осмыслению, что это было. И предполагаю, что можно это будет сделать, лишь когда уйдут все, кто его помнил. Когда благополучие и величие России и ее граждан будут достаточными, чтобы делать это объективно, без сравнения себя настоящих с тем временем, без выискивания в том времени доказательств нашего величия. Потому что, хочу верить, настоящее благополучие и величие у нас еще впереди.
Согласны с автором?