Почти год волгоградский бизнес терпит большие убытки — режим самоизоляции и строгие ограничения оперативного штаба нокаутировали десятки предпринимателей. Дополнительным ударом для ослабленных бизнесменов стали регулярные проверки Роспотребнадзора и администрации. Можно ли спасти бюджет предприятия от огромного штрафа, рассказал волгоградский юрист Александр Мухоедов.
Ужесточая коронавирусные требования, чиновники Волгоградской области требуют от бизнеса социальной ответственности. Согласно постановлению губернатора, санитайзеры, маски и перчатки волгоградские предприниматели должны покупать за свой счет. При этом никаких разделений на малый, средний и крупный бизнес в обновляемом документе не предусмотрено.
— Проблема номер один — всех гребут под одну гребенку. Торгующую носками бабушку сравнивают с крупным сетевиком с многомиллиардным оборотом. Допустим, крупный сетевик имеет возможность покупать санитайзер и обеспечивать своих покупателей масками и перчатками. Но почему такие же затраты должны нести эта бабушка? — рассуждает волгоградец. — В моей практике была такая ситуация: женщина несколько лет продавала носки в Городище. За отсутствие маски и перчаток у покупателя проверяющие составили протокол об административном нарушении на 50 тысяч рублей — это минимальная санкция на организацию. Бабушку тут же ударил инсульт.
В июне владелица салонов «Фабрика красоты» Элина Эрлих рассказала о своеобразной проверке под прицелами камер. Контроль противоэпидемических мер волгоградка назвала не иначе как «закошмаривание бизнеса». Владелица салона написала письмо главе комитета промышленности и торговли региона с просьбой объяснить частые визиты его сотрудников в салон красоты. Женщина также готовила заявление в Генпрокуратуру России, попросив оценить законность поведения волгоградских чиновников.
В суде растерянная пенсионерка не нашла аргументов в свою защиту и получила штраф в размере 50 тысяч рублей — по ее словам, такую сумму она зарабатывает за два года.
— Подключившись уже на стадии апелляции, я выиграл дело. К счастью, суды исследуют не только постановления губернатора, но и другие нормативно-правовые акты по этому вопросу. В административном кодексе есть очень хорошая статья в разделе: «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность», где указано, что при правонарушении, совершенном впервые по данной статье, можно применить предупреждение. То есть финансовой санкции нет никакой, — отмечает юрист. — Бабушка получила предупреждение, не понеся колоссальных для нее убытков.
По той же схеме волгоградские юристы спасают предпринимателей и от более солидных штрафов.
— На одном из шести входов рынка не был установлен санитайзер. Из-за этого саму организацию оштрафовали на триста тысяч рублей. Такую же сумму должен был заплатить и ее руководитель. В условиях коронавируса, когда организация не вела никакой хозяйственной деятельности, штраф в размере шестисот тысяч рублей! Фактически это означает закрытие. Мы опять-таки обратились в суд и ушли на предупреждение. Повторюсь, что волгоградский законодатель не разделяет индивидуального предпринимателя, крупного сетевика и организацию, потерпевшую огромные убытки. К чему это ведет? Это ведет к тому, что десятки предпринимателей на территории Волгоградской области закрывают свое дело. С кого в 2021 году будут собираться налоги?
В октябре в Волгограде на пять дней приостановили работу универсального рынка «Вельд» на Елецкой. По словам сотрудников, проверяющие наказали их за неправильный выбор дезинфицирующего средства.
Волгоградский юрист убежден, что показательными рейдами и карательными акциями чиновники добивают и без того ослабленный бизнес.
— Предприниматели несут большие потери. Зачем же дополнительно наказывать их проверками? Они для кого вообще по большому счету? Я считаю, что это просто дополнительный бич, которым бьют утопающих. Уже ни для кого не секрет, что в Волгограде массово продают гостиничный, ресторанный бизнес, — рассказывает Александр Мухоедов. — На мой взгляд, карательными мерами с коронавирусом не борются. С коронавирусом борются не созданием оперативного штаба, а раздачей бесплатных масок и перчаток. Опять-таки в данном случае социальную ответственность должен проявлять не только бизнес. Почему они должны покупать все за свой счет? Где какие-то компенсации за их расходы? Где реализации нормативно -правовых актов о снижении налогового бремени, о снижении арендных платежей? Пока все это звучит лишь на словах.
О проверках с пристрастием предприниматели из Волгограда и области рассказывали уже не раз. За время пандемии в городе и области закрывали небольшие торговые точки, кафе, магазины в торговых центрах и целые рынки. Так, сотрудники известного кафе «На Аллее» убеждали, что проверяющие будто бы намерено искали нарушения.
— У наших сотрудников были маски. Но из-за жары они их приспустили — только в отсутствии клиентов, — рассказывали сотрудники кафе «На Аллее». — Представители Роспотребнадзора заявили, что это не аргумент. По их словам, маски должны быть надеты всегда — неважно, есть ли сейчас гости или нет. Но как работать людям? Задыхаться?
Такой же «урожайной» на протоколы об административных правонарушениях оказалась осень. Только в ноябре сотрудники Роспотребнадзора отчитались о закрытии ярмарки пальто в Доме офицеров и нескольких магазинов в торговых центрах. Подробнее рассказали в отдельных материалах.
Отметим, что в начале нового года губернатор Андрей Бочаров созвал волгоградских предпринимателей для разговора о будущем. Оценивая последствия коронакризиса, глава региона напомнил обо всех мерах поддержки.
— По итогам 2020 года на территории Волгоградской области федеральный пакет мер (кредитная и налоговая поддержки, мораторий на проверки) оценивается в объеме порядка 22 миллиарда рублей, — заявил Андрей Бочаров. — Мерами могут воспользоваться порядка 30 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, а также предприятий и организаций реального сектора экономики. Объем трех пакетов мер региональной поддержки, два из которых мы приняли еще на первых этапах борьбы с коронавирусной инфекцией — в начале апреля и в начале июня 2020 года, а третий — в декабре 2020 года, оценивается в общую сумму более 7,4 миллиарда рублей. Это — прямая финансовая поддержка бизнеса, налоговые льготы, арендные каникулы, отсрочки платежей, содействие инвестиционной деятельности, административные меры поддержки и другое. Такие меры поддержки были и остаются доступными для более чем 50 тысяч представителей малого и среднего бизнеса Волгоградской области, активно востребованы предпринимателями и уже доказали и продолжают доказывать свою эффективность. Наш опыт используется и на федеральном уровне. Мы, со своей стороны, изучаем опыт других регионов и готовы его использовать.