В субботу, 23 января, Волгоград охватили протестные настроения. Вслед за жителями десятка регионов России горожане вышли на несанкционированную акцию. Как это было, напомним в нашем репортаже.
Подготовка к несогласованному с властями шествию началась за несколько дней. Социальные сети кипели от острых дебатов родителей, сторонников и противников. Не дремали и сотрудники правоохранительных органов — за организацию несанкционированного мероприятия руководителя волгоградского штаба Навального Евгения Кочегина и его помощницу Марию Худоярову арестовали на семь суток.
Впрочем, широко анонсированная акция состоялась и без ее лидеров. За несколько часов до назначенной встречи рабочие выстроили ограждения вокруг сквера Симбирцева, а сотрудники ОМОНа заняли позиции по периметру парка. Все проходы в сквер перекрыли заграждениями так, что никто не мог зайти или выйти. Большая часть людей осталась снаружи на остановке.
В какой-то момент собравшиеся в сквере волгоградцы стали сомневаться в том, что шествие состоится. «Отмашку», можно сказать, дали сами полицейские — открыв выход толпе. В 14:00 о начале шествия узнали даже далекие от политики волгоградцы — по числу выстроившихся вдоль проспекта полицейских, по растянувшимся по центру города пробкам и промчавшейся колонне автозаков.
— Мы тут не из-за конкретного человека. У каждого есть свой повод, — убеждали собравшиеся жители.
От сквера колонна растянулась до станции «Комсомольской». Люди переходили оживленную магистраль по подземному переходу и двигались дальше — к зданию областной администрации. Волгоградцы выкрикивали лозунги и громко хлопали в ладоши. В унисон им сигналили проезжающие машины. Кто-то из водителей под стать событию включил погромче цоевское «Перемен». Плакатов, к слову, 23 января в Волгограде было совсем немного — в основном горожане шли по центру с пустыми руками.
Возле медуниверситета путь в сторону администрации протестующим преградил ОМОН. Шествию ничего не оставалось, как повернуть на противоположную сторону проспекта Ленина. Часть двинулась по скверу, расположенному напротив администрации, а часть пошла вдоль областного суда. Было заметно, что люди не совсем понимают, как им поступить, и единства в действиях толпы не было. Постепенно волгоградцы стали собираться возле памятника Ленину — напротив администрации области. К этому моменту вход в здание уже окружили росгвардейские КАМАЗы с ОМОНом внутри.
Около 20 минут народ собирался на пересечении улицы Ленина и проспекта Ленина. Когда практически все участники акции были на месте, толпа двинулась на обладмин. Тут на пути у волгоградцев и возникли бойцы ОМОНа. Волгоградцы призывали правоохранителей встать на их сторону и выкрикивать лозунги. В этот момент начались первые задержания. Группы из нескольких росгвардейцев выбегали из строя и хватали самых активных граждан. Участники шествия пытались сопротивляться и отбивали друг друга у силовиков.
— Не убегаем! Стоим! Стоим! — крикнул кто-то из протестующих, после того как некоторые стали разбегаться.
Отступая дальше от обладмина, протестующие рассредоточились по проспекту Ленина. Основная часть скопилась на площади возле Дворца профсоюзов. ОМОН достаточно быстро разделил толпу на части. Кого-то оттеснили на улицу Советскую, кого-то — в сторону Аллеи Героев. Дальше силовики уже занимались зачисткой, сажая в автозаки случайных участников акции протеста. Так, среди задержанных оказался депутат городской думы Илья Кравченко.
По мнению председателя областного Союза журналистов Вячеслава Черепахина, только часть волгоградцев вышли 23 января на улицу за Навального, в большинстве люди шли из-за своих внутренних убеждений.
— На улицы в первую очередь вышли граждане. В основном это была молодежь, — рассуждает Вячеслав Черепахин. — Это произошло, потому что современное поколение не нашло ответа на свои требования. Это новое поколение, которому нужно современное развитие, но государство не может его обеспечить. Этому поколению не предлагается никаких новых ценностей и целей. Но можно сказать, что сейчас мяч на стороне государства, и многое зависит от того, что оно сможет этому поколению предложить.
После задержания самых активных участников акции (правоохранительные органы забрали шестерых подростков и 57 взрослых волгоградцев. — Прим. ред.) протестные настроения быстро сошли на нет. Площадь перед администрацией оказалась в полном распоряжении сотрудников Росгвардии. Под звуки всё той же песни Цоя волгоградцы быстро растворялись в толпе прохожих. Все новости о несанкционированной акции протеста собрали в отдельном сюжете.