В Волгограде в Ворошиловском районе три десятка лет фактически бесхозным простоял построенный в конце XIX века дом по адресу: Клинская, 19. За это время здание, внесенное в реестр объектов культурного наследия, не только утратило свой исторический лоск, но и фактически превратилось в руины. Четыре года назад дом на Клинской выкупил волгоградский бизнесмен Юрий Макарычев, решив вложить миллионы рублей в его реставрацию.
Журналисты V1.RU пообщались с архитектором проекта и узнали, какое будущее ждет объект культурного наследия и с какими проблемами столкнулся собственник перед тем, как выйти на стройплощадку.
Горело, сыпалось и представляло опасность
— Это история, абсолютно не связанная с прибылью, — утверждает архитектор Андрей Полуянов. — В 2016 году новый владелец увидел это здание и принял спонтанное решение его купить. Дом был куплен у физического лица. Вскоре после покупки и оформления бумаг мы обратились в проектную организацию с просьбой провести обследование здания. Одновременно обращались к экспертам, которые ездили в Саратов с тем, чтобы установить исторический облик здания и его судьбу. На момент покупки здание уже находилось в безнадежном состоянии. Там не было ни окон, ни дверей, ни перекрытий, ни кровли. Территория была полностью заросшей. Насколько нам известно, дом пустовал с 90-х годов и за три десятилетия там случались пожары.
Задокументированных данных о том, как выглядели сегодняшние руины на Клинской, по словам Андрея Полуянова, нет.
— Внешний облик в целом сохранился. Мы видим проемы, пояса, сандрики, — говорит Полуянов. — Всю эту декоративку можно прочитать и восстановить. Другой вопрос, что со временем «благодаря» вандалам и воздействию окружающей среды многие элементы были утрачены. Мы изучали внешний облик подобных зданий, к примеру, как выглядел оконный переплет, и собирали информацию. Кроме того, мы располагаем информацией экспертов о том, к какому году принадлежит та или иная часть стены. Но на самом деле там столько включений силикатного кирпича, что сейчас уже не поймешь, чем руководствовались эксперты в своих суждениях. За время своего существования здание менялось. Когда, к примеру, в 1974 году в нем село бюро Волгоградского отделения НИИ Оснований и фундаментов, было сделано паровое отопление, под которое возвели пристройку. Одновременно был прорублен вход в подвал в глухой стене. В процессе реконструкции этот проем и лестницу к нему мы уберем, поскольку они не являются историческими.
После реконструкции в здании на улице Клинской будут располагаться офисы. По словам Андрея Полуянова, доступ на территорию будет свободен для всех горожан.
— По проекту предусмотрено возведение мансарды. Кроме того, мы хотим занизить террасу, чтобы открыть исторические окна, заложенные когда-то совершенно варварским способом. Когда устраивали металлический козырек, к слову, вообще повыбивали часть кирпича. Вместо него над входной группой появится прозрачный стеклянный козырек, чтобы ничего не мешало волгоградцам любоваться архитектурой здания. Подойти к нему сможет любой желающий.
До покупки новым собственником на здание по адресу: Клинская, 19 было наложено охранное обязательство.
— Охранное обязательство лишь указывало на то, как нельзя эксплуатировать здание. Собственник в свою очередь потратил силы на разработку предмета охраны. В результате в охрану были включены декоративное убранство здания, его фасад, окна, дверные проемы и их количество.
Преобразиться здание на Клинской могло еще пару лет назад. Купив объект культурного наследия в 2016 году, волгоградский бизнесмен сразу обратился к экспертам. Получить готовый проект удалось лишь в 2020-м. За четыре года собственник сменил несколько проектных организаций.
— Изначально мы привлекали эксперта Галину Шипилову, которая ездила в командировку, но нашла лишь скудные данные об этом здании, — говорит Андрей Полуянов. — Официально разработка проекта реставрации была поручена компании «Стройпортал», однако фирма затянула сроки, и мы обратились в другую организацию, у которой, как выяснилось через месяц, не было действующей лицензии. В 2018 году мы заключили договор с НПО «Волгоградохранкультура». На тот момент в нашем городе это была единственная организация с лицензией Минкульта, по которой не велось каких-то следственных действий.
Несмотря на то что сроки в договоре с «Волгоградохранкультурой» были весьма сжатыми, подготовка проекта затянулась на два года.
— Срок по договору был около полугода, а по итогу мы проект получили через два года и два месяца, — рассказывает Полуянов. — Но мы были привязаны к этой организации. Для собственника, естественно, затянувшийся процесс обернулся убытками. Время шло — и «срок годности» изысканий истекал. Приходилось получать заново данные, что стоило дополнительных и немалых трат.
Сделка с «реставрационной совестью»
О реставрации на улице Клинской, кроме как в своих социальных сетях, предприниматель Макарычев особенно не распространялся. Примерно с месяц назад о стартовавших на объекте работах прознали общественники. Оказавшиеся в открытом доступе фотографии со стройплощадки вызвали отрицательную реакцию. Экспертов, в частности, возмутил тот факт, что рабочие разобрали одну из стен исторического здания.
— С моей точки зрения, то, что было сделано на Клинской, 19, — абсолютно неграмотное решение, — говорит руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Проектом не предусмотрен демонтаж стен, поэтому работы были проведены вне проектной документации. Говорить, что иначе сделать было нельзя, — это неправильно. Много лет существуют технологии, которые позволяют подводить фундамент под имеющиеся уже стены. Так, например, в Канаде об этом знает, грубо говоря, каждый разнорабочий. На днях мне прислали из заграницы описание технологии, которая даже и не является собственно новинкой. В Волгограде несколько зданий так уже укреплены. Технология предполагает устройство фундамента так называемыми захватками. Даже если это сделать затруднительно, наверняка можно было найти решение. Разбирать стены — не выход. Возможно, я и ошибаюсь.
Заявления экспертов представители Юрия Макарычева комментируют неохотно.
— Вообще с общественниками у нас в Волгограде выходит интересная история, — говорит Андрей Полуянов. — Все жарко радеют за культурное наследие, когда с ним начинают работать, но до того, пока оно находится в упадке, никто не прилагает усилий, чтобы его спасти. Пока здание на Клинской горело и разрушалось, никого не интересовала его судьба. Стены изношены. Но самое главное — у здания нет фундамента. Есть бутовый камень, который заложен в несколько рядов на разных уровнях. Проектом предусмотрено устройство нового фундамента — и это большая технологическая проблема. Как подлить фундамент под существующие стены, которые могут обрушиться в любой момент? Есть риск, что при устройстве фундамента стены могут дать крен и вовсе завалиться. На будущее мы приняли решение восстановить стены, не нагружая их. Сделаем фундамент, восстановим декоративные элементы на фасаде, а все перекрытия внутри здания будут стоять на металлическом каркасе. Грубо говоря, новое здание мы вырастим в объеме старых стен. Больше того, если в процессе реставрации нами будут обнаружены представляющие историческую ценность детали, мы приложим все усилия, чтобы их сохранить.
Андрей Полуянов соглашается — устройство фундамента по проекту должно проводиться захватками. Разбирать стены, настаивает архитектор, — вынужденная мера в данном случае.
— Как делаются захватки? Условно говоря, под стенами здания выкапывается участок, который затем заливается фундаментом. Технологически под кирпичной стеной мы должны выкопать два метра, а чтобы перевязать фундамент, нужно еще сделать выпуски арматуры. Это уже получается не два, а три метра под стеной. Напомню, что нам достались стены, которые могут обрушиться в любой момент.
По словам архитектора, следовать неукоснительно проекту «Волгоградохранкультуры» невозможно по ряду объективных причин.
— Надо понимать, что проект готовился на основе изысканий, сделанных четыре года назад. Всё это время здание оставалось под снегом и дождем без перекрытий. Кроме того, при подготовке проекта не использовалось нормального оборудования. Мы лично настаивали на том, чтобы проектировщики измерили угол наклона стен. Сделано это было с помощью удочки и грузила. Адекватность таких обследований откровенно вызывает вопросы. Попутно возникает другой: а что важнее? Сохранить историческую кирпичную кладку или обезопасить людей, которые в будущем будут находиться в этом здании? Для восстановления стен будет использоваться кирпич, оставшийся после сноса складов на прежнем ликеро-водочном заводе. По внешнему виду и качеству этот кирпич ничем не отличается от того, который использовался при строительстве здания на Клинской. Вероятнее всего, материал был произведен на одном и том же заводе.
На сторону бизнесменов-реставраторов встает другой волгоградский предприниматель Денис Шилихин, открывший в 2016 году креативное пространство ЛОФТ1890 в здании конторы Царицынского склада Жигулёвского пивоваренного завода.
— Я знаком с этим проектом. Мы достаточно детально обсуждали его и с собственником, и с экспертами, — рассказывает Денис Шилихин. — Мое мнение достаточно простое. То, что Макарычев выкупил за несколько миллионов рублей это здание, понимая, что вложить туда нужно еще миллионов 20, — это подвиг. Подвиг, потому что это абсолютно не коммерческое предприятие. Это больше вопрос самоутверждения, моральной компенсации за все нападки, суды и прочие битвы. Даже те вещи, которые отклоняются от канонического процесса реставрации, можно в этой связи простить. Однозначно с точки зрения морали и с точки зрения закона в том числе. Проект реставрации Клинской, 19 подготовлен не сильно компетентной организацией, но у нас просто нет других, поскольку мы не Петербург, не Москва и не Нижний Новгород с их объемами зданий, на которых проектные организации постоянно накачивали бы свой опыт. У нас в Волгограде реставрация проектируется один-два раза в год. Здание ЛОФТ1890, к слову, проектировалось той же организацией, что и Клинская, 19. По существу, мы передвигали проектировщикам руки и ноги, а они переносили всю информацию на чертежи. Иными словами, проект в данном случае дает лишь оболочку, внутри которой собственнику приходится импровизировать самому. На свой страх и риск во многом. Поэтому сейчас и возникают разговоры о том, что стену нельзя было разбирать, ее нужно было укрепить. А как? Если стена просела сантиметров на 12 и еще на несколько отклонилась? Что в данном случае делает собственник? Он покупает кирпичи XIX века и будет заново выкладывать стену по тем чертежам и фотографиям, которыми располагает. Если здание простояло без крыши 10 лет и больше, там непременно происходит деградационный процесс. В Клинской, 19 жизнь потухла в 90-е годы. Если бы Макарычев ее не выкупил, на ней можно было бы поставить крест.
По мнению Дениса Шилихина, в случае с Клинской экспертам следовало бы закрыть глаза на «реставрационную совесть».
— Я считаю, что нужно поощрять гражданский подвиг, который совершает собственник, тратя деньги с точки зрения извлечения прибыли неэффективно. Нужно помогать, оберегать от возможных необдуманных шагов, но ни в коем случае не наказывать и не гнобить. Да, тут, возможно, придется идти на сделку с реставрационной совестью. Но это стоит того. Во время реставрации ЛОФТ1890 мы тоже перебирали стену, поскольку в нее в годы войны попал артиллерийский снаряд и она была нежизнеспособна. Несмотря на это, за данный проект нам вручили премию «Феникс» Министерства культуры РФ.