Город «Это история, не связанная с прибылью»: в Волгограде развалившийся объект культурного наследия превратят в модный офис

«Это история, не связанная с прибылью»: в Волгограде развалившийся объект культурного наследия превратят в модный офис

Рассказываем, что происходит на Клинской, 19 и кому это нужно

Через пару лет руины превратятся в старое-новое здание

В Волгограде в Ворошиловском районе три десятка лет фактически бесхозным простоял построенный в конце XIX века дом по адресу: Клинская, 19. За это время здание, внесенное в реестр объектов культурного наследия, не только утратило свой исторический лоск, но и фактически превратилось в руины. Четыре года назад дом на Клинской выкупил волгоградский бизнесмен Юрий Макарычев, решив вложить миллионы рублей в его реставрацию.

Журналисты V1.RU пообщались с архитектором проекта и узнали, какое будущее ждет объект культурного наследия и с какими проблемами столкнулся собственник перед тем, как выйти на стройплощадку.

Горело, сыпалось и представляло опасность


К 2016 году от векового здания на Клинской остались лишь несколько разрушенных стен и оконные проемы 

— Это история, абсолютно не связанная с прибылью, — утверждает архитектор Андрей Полуянов. — В 2016 году новый владелец увидел это здание и принял спонтанное решение его купить. Дом был куплен у физического лица. Вскоре после покупки и оформления бумаг мы обратились в проектную организацию с просьбой провести обследование здания. Одновременно обращались к экспертам, которые ездили в Саратов с тем, чтобы установить исторический облик здания и его судьбу. На момент покупки здание уже находилось в безнадежном состоянии. Там не было ни окон, ни дверей, ни перекрытий, ни кровли. Территория была полностью заросшей. Насколько нам известно, дом пустовал с 90-х годов и за три десятилетия там случались пожары.

Задокументированных данных о том, как выглядели сегодняшние руины на Клинской, по словам Андрея Полуянова, нет.

— Внешний облик в целом сохранился. Мы видим проемы, пояса, сандрики, — говорит Полуянов. — Всю эту декоративку можно прочитать и восстановить. Другой вопрос, что со временем «благодаря» вандалам и воздействию окружающей среды многие элементы были утрачены. Мы изучали внешний облик подобных зданий, к примеру, как выглядел оконный переплет, и собирали информацию. Кроме того, мы располагаем информацией экспертов о том, к какому году принадлежит та или иная часть стены. Но на самом деле там столько включений силикатного кирпича, что сейчас уже не поймешь, чем руководствовались эксперты в своих суждениях. За время своего существования здание менялось. Когда, к примеру, в 1974 году в нем село бюро Волгоградского отделения НИИ Оснований и фундаментов, было сделано паровое отопление, под которое возвели пристройку. Одновременно был прорублен вход в подвал в глухой стене. В процессе реконструкции этот проем и лестницу к нему мы уберем, поскольку они не являются историческими.

Восстанавливать внешний облик дома пришлось по скудным справкам и сохранившимся на фасаде элементам 

После реконструкции в здании на улице Клинской будут располагаться офисы. По словам Андрея Полуянова, доступ на территорию будет свободен для всех горожан.

— По проекту предусмотрено возведение мансарды. Кроме того, мы хотим занизить террасу, чтобы открыть исторические окна, заложенные когда-то совершенно варварским способом. Когда устраивали металлический козырек, к слову, вообще повыбивали часть кирпича. Вместо него над входной группой появится прозрачный стеклянный козырек, чтобы ничего не мешало волгоградцам любоваться архитектурой здания. Подойти к нему сможет любой желающий.

До покупки новым собственником на здание по адресу: Клинская, 19 было наложено охранное обязательство.

— Охранное обязательство лишь указывало на то, как нельзя эксплуатировать здание. Собственник в свою очередь потратил силы на разработку предмета охраны. В результате в охрану были включены декоративное убранство здания, его фасад, окна, дверные проемы и их количество.

Так новое пространство будет выглядеть через один-два года 

Преобразиться здание на Клинской могло еще пару лет назад. Купив объект культурного наследия в 2016 году, волгоградский бизнесмен сразу обратился к экспертам. Получить готовый проект удалось лишь в 2020-м. За четыре года собственник сменил несколько проектных организаций.

— Изначально мы привлекали эксперта Галину Шипилову, которая ездила в командировку, но нашла лишь скудные данные об этом здании, — говорит Андрей Полуянов. — Официально разработка проекта реставрации была поручена компании «Стройпортал», однако фирма затянула сроки, и мы обратились в другую организацию, у которой, как выяснилось через месяц, не было действующей лицензии. В 2018 году мы заключили договор с НПО «Волгоградохранкультура». На тот момент в нашем городе это была единственная организация с лицензией Минкульта, по которой не велось каких-то следственных действий.

Несмотря на то что сроки в договоре с «Волгоградохранкультурой» были весьма сжатыми, подготовка проекта затянулась на два года.

— Срок по договору был около полугода, а по итогу мы проект получили через два года и два месяца, — рассказывает Полуянов. — Но мы были привязаны к этой организации. Для собственника, естественно, затянувшийся процесс обернулся убытками. Время шло — и «срок годности» изысканий истекал. Приходилось получать заново данные, что стоило дополнительных и немалых трат.

Сделка с «реставрационной совестью»

О реставрации на улице Клинской, кроме как в своих социальных сетях, предприниматель Макарычев особенно не распространялся. Примерно с месяц назад о стартовавших на объекте работах прознали общественники. Оказавшиеся в открытом доступе фотографии со стройплощадки вызвали отрицательную реакцию. Экспертов, в частности, возмутил тот факт, что рабочие разобрали одну из стен исторического здания.

— С моей точки зрения, то, что было сделано на Клинской, 19, — абсолютно неграмотное решение, — говорит руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Проектом не предусмотрен демонтаж стен, поэтому работы были проведены вне проектной документации. Говорить, что иначе сделать было нельзя, — это неправильно. Много лет существуют технологии, которые позволяют подводить фундамент под имеющиеся уже стены. Так, например, в Канаде об этом знает, грубо говоря, каждый разнорабочий. На днях мне прислали из заграницы описание технологии, которая даже и не является собственно новинкой. В Волгограде несколько зданий так уже укреплены. Технология предполагает устройство фундамента так называемыми захватками. Даже если это сделать затруднительно, наверняка можно было найти решение. Разбирать стены — не выход. Возможно, я и ошибаюсь.

Одну из стен на стройплощадке пришлось разобрать 

Заявления экспертов представители Юрия Макарычева комментируют неохотно.

— Вообще с общественниками у нас в Волгограде выходит интересная история, — говорит Андрей Полуянов. — Все жарко радеют за культурное наследие, когда с ним начинают работать, но до того, пока оно находится в упадке, никто не прилагает усилий, чтобы его спасти. Пока здание на Клинской горело и разрушалось, никого не интересовала его судьба. Стены изношены. Но самое главное — у здания нет фундамента. Есть бутовый камень, который заложен в несколько рядов на разных уровнях. Проектом предусмотрено устройство нового фундамента — и это большая технологическая проблема. Как подлить фундамент под существующие стены, которые могут обрушиться в любой момент? Есть риск, что при устройстве фундамента стены могут дать крен и вовсе завалиться. На будущее мы приняли решение восстановить стены, не нагружая их. Сделаем фундамент, восстановим декоративные элементы на фасаде, а все перекрытия внутри здания будут стоять на металлическом каркасе. Грубо говоря, новое здание мы вырастим в объеме старых стен. Больше того, если в процессе реставрации нами будут обнаружены представляющие историческую ценность детали, мы приложим все усилия, чтобы их сохранить.

Андрей Полуянов соглашается — устройство фундамента по проекту должно проводиться захватками. Разбирать стены, настаивает архитектор, — вынужденная мера в данном случае.

— Как делаются захватки? Условно говоря, под стенами здания выкапывается участок, который затем заливается фундаментом. Технологически под кирпичной стеной мы должны выкопать два метра, а чтобы перевязать фундамент, нужно еще сделать выпуски арматуры. Это уже получается не два, а три метра под стеной. Напомню, что нам достались стены, которые могут обрушиться в любой момент.

По словам архитектора, следовать неукоснительно проекту «Волгоградохранкультуры» невозможно по ряду объективных причин.

— Надо понимать, что проект готовился на основе изысканий, сделанных четыре года назад. Всё это время здание оставалось под снегом и дождем без перекрытий. Кроме того, при подготовке проекта не использовалось нормального оборудования. Мы лично настаивали на том, чтобы проектировщики измерили угол наклона стен. Сделано это было с помощью удочки и грузила. Адекватность таких обследований откровенно вызывает вопросы. Попутно возникает другой: а что важнее? Сохранить историческую кирпичную кладку или обезопасить людей, которые в будущем будут находиться в этом здании? Для восстановления стен будет использоваться кирпич, оставшийся после сноса складов на прежнем ликеро-водочном заводе. По внешнему виду и качеству этот кирпич ничем не отличается от того, который использовался при строительстве здания на Клинской. Вероятнее всего, материал был произведен на одном и том же заводе.

В процессе реконструкции новый собственник планирует опустить террасу, чтобы открыть заложенные когда-то окна на цокольном этаже

На сторону бизнесменов-реставраторов встает другой волгоградский предприниматель Денис Шилихин, открывший в 2016 году креативное пространство ЛОФТ1890 в здании конторы Царицынского склада Жигулёвского пивоваренного завода.

— Я знаком с этим проектом. Мы достаточно детально обсуждали его и с собственником, и с экспертами, — рассказывает Денис Шилихин. — Мое мнение достаточно простое. То, что Макарычев выкупил за несколько миллионов рублей это здание, понимая, что вложить туда нужно еще миллионов 20, — это подвиг. Подвиг, потому что это абсолютно не коммерческое предприятие. Это больше вопрос самоутверждения, моральной компенсации за все нападки, суды и прочие битвы. Даже те вещи, которые отклоняются от канонического процесса реставрации, можно в этой связи простить. Однозначно с точки зрения морали и с точки зрения закона в том числе. Проект реставрации Клинской, 19 подготовлен не сильно компетентной организацией, но у нас просто нет других, поскольку мы не Петербург, не Москва и не Нижний Новгород с их объемами зданий, на которых проектные организации постоянно накачивали бы свой опыт. У нас в Волгограде реставрация проектируется один-два раза в год. Здание ЛОФТ1890, к слову, проектировалось той же организацией, что и Клинская, 19. По существу, мы передвигали проектировщикам руки и ноги, а они переносили всю информацию на чертежи. Иными словами, проект в данном случае дает лишь оболочку, внутри которой собственнику приходится импровизировать самому. На свой страх и риск во многом. Поэтому сейчас и возникают разговоры о том, что стену нельзя было разбирать, ее нужно было укрепить. А как? Если стена просела сантиметров на 12 и еще на несколько отклонилась? Что в данном случае делает собственник? Он покупает кирпичи XIX века и будет заново выкладывать стену по тем чертежам и фотографиям, которыми располагает. Если здание простояло без крыши 10 лет и больше, там непременно происходит деградационный процесс. В Клинской, 19 жизнь потухла в 90-е годы. Если бы Макарычев ее не выкупил, на ней можно было бы поставить крест.

В Волгограде уже есть опыт реставрации подобных зданий. Денис Шилихин отреставрировал склад Жигулёвского завода
Волгоградский ЛОФТ1890, несмотря на отступления от проекта, был удостоен премии Минкульта РФ

По мнению Дениса Шилихина, в случае с Клинской экспертам следовало бы закрыть глаза на «реставрационную совесть».

— Я считаю, что нужно поощрять гражданский подвиг, который совершает собственник, тратя деньги с точки зрения извлечения прибыли неэффективно. Нужно помогать, оберегать от возможных необдуманных шагов, но ни в коем случае не наказывать и не гнобить. Да, тут, возможно, придется идти на сделку с реставрационной совестью. Но это стоит того. Во время реставрации ЛОФТ1890 мы тоже перебирали стену, поскольку в нее в годы войны попал артиллерийский снаряд и она была нежизнеспособна. Несмотря на это, за данный проект нам вручили премию «Феникс» Министерства культуры РФ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
82
ТОП 5
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления