Удивительные истории о сращивании правоохранительных органов и организованной преступности, о жестоких убийцах и грабителях, про голодные бунты, «обновление икон» и про прикрывавшихся политической борьбой бандитах расскажет в субботу, 27 февраля, известный волгоградский историк-краевед Вячеслав Ященко.
Как рассказал корреспонденту V1.RU Вячеслав Ященко, в волгоградских архивах сохранилось только около двух тысяч уголовных дел, связанных с 20-ми годами прошлого столетия. Из них он смог просмотреть и изучить 700 дел, выбрав из них самое интересное. Только недавно ряд уголовных дел из фондов народного трибунала и губернского суда были рассекречены.
По словам историка, Царицын и Сталинград невероятно страдали от грабежей, бандитизма, краж и коррупции. Причем коррупция в тот период пронизала полностью всю систему правоохранительных органов — от низов до верхов.
— После Гражданской войны ценность человеческой жизни у нас упала до нуля, — рассказывает Вячеслав Ященко. — Поэтому люди легко и просто расставались с жизнью и другим в этом помогали. Много политических повстанческих групп из степей переродились в уголовные банды. Например, в Котельниковском районе была банда под предводительством атаманши Кристины Дмитровой. Эта банда отличалась особой жестокостью — ради грабежа убивали и малых, и старых. Потом эту банду поймали. Кристина получила свои 10 лет, а мужчины были расстреляны. Такие же банды формировались в Заволжье. Там с сентября 1918 года развивалось движение степных партизан из голодающих крестьян. Потом это всё переродилось в обычный уголовный бандитизм.
В 20-е годы наш регион накрыла волна коррупционных преступлений. Например, руководитель местной ЧК Николай Зиновьев отправился на каторгу за то, что развалил всю работу из-за пьянства и взяток.
— То же самое происходило с уголовным розыском. Там был схвачен замначальника губернского уголовного розыска некто Бондаренко, — рассказывает краевед. — Была такая система коррупции. К каждому обычному сотруднику розыска были прикреплены два-три вора, которые действовали, допустим, на рынке. Воры их подкармливали, у них мзда своя была. И доходило до того, что они фотографировались вместе, — причем ворам давали револьверы, чтобы они позировали. Милиционеры давали свои шинели и револьверы из вещдоков ворам для гоп-стопов. Потом все эти товарищи сели.
Были в нашем городе и голодные бунты. Историк описал весь спектр преступности, кроме дел о наркотиках.
— Были бунты безработных с Северного Кавказа — в Грозный приехали канал строить со всей России, а никакой стройки там не было, — рассказывает Вячеслав Ященко. — Поэтому все оттуда рванули в Сталинград. Им есть было нечего, и они пытались захватить вагоны, чтобы уехать домой, требовали еды. А вот о наркоманах почему-то ничего нет — дела по ним в архивах не сохранились.
Каждое уголовное дело, которое очень тяжело читается, Вячеслав Ященко превращал в репортаж, а в итоге превратил в книгу «Криминальный мир Царицынской / Сталинградской губернии 1920-х годов. Репортажи о громких уголовных делах эпохи НЭПа». По словам автора, на 99% книга состоит из задокументированных фактов.
— Я не стал писать научную монографию, потому что научно-публицистическую книгу проще читать и охват у нее больше. Сейчас книга вышла тиражом в 300 экземпляров. Если она хорошо разойдется, то выпустим еще.
Часть захватывающих криминальных историй, найденных Вячеславом Ященко в волгоградских архивах, мы собрали в отдельной рубрике «Гражданская война и бандитизм в Царицыне — Сталинграде — Волгограде». А лекция о криминальном мире Царицына-Сталинграда во времена НЭПа пройдет в субботу, 27 февраля, в 14:00 в библиотеке имени Горького.