В Волгоградской областной думе прошло очередное заседание экологического совета по вопросу строительства дороги в Волго-Ахтубинской пойме. Трасса, которая должна соединить мост через Волгу с мостом через Ахтубу, продолжает будоражить умы и сознание волгоградцев. Самое важное с экологического совета собрали в карточках.
- Для чего вообще нужен этот экосовет?
- Из-за чего скандалы?
- Работы уже начались? Начали спиливать первые деревья?
- Насколько сейчас загружена действующая дорога? Насколько она опасна?
- Нужна ли дорога местным жителям?
- Что предлагали общественники?
- Что думают жители по поводу этих инициатив?
- Чем еще не нравится людям проект расширения существующей трассы?
- Почему нельзя сразу было построить дорогу? В чем недостатки старого проекта?
- Что за проект дороги через остров Крит?
- Стоит ли тратить деньги и время на обсуждение различных проектов?
- Почему предстоит высадить именно 200 тысяч деревьев?
- Что решили в итоге?
Для чего вообще нужен этот экосовет?
Экологический совет занимается всеми вопросами граждан по вопросам экологии. Среди них есть и те, которые требуют длительного контроля. Строительство дороги в Волго-Ахтубинской пойме также входит в компетенцию этого совета. Более того, в рамках экологического совета создана специальная рабочая группа, занимающаяся экологическим мониторингом на участках, где планируется строительство дороги. Ее участники встречались с жителями и проектировщиками, выезжали на место, где пройдет будущая дорога, посетили лесные питомники, где готовят материал для лесовосстановления в рамках строительства новой дороги.
Из-за чего скандалы?
Мост через Волгу строится с 1996 года. В 1994 году было утверждено технико-экономическое обоснование проекта, определены характеристики трассы и длина искусственных сооружений. Часть работ по строительству комплекса уже выполнена. При этом границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» были определены только в 2002 году. Таким образом, природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» как особо охраняемая природная территория создавался с учетом уже расположенных на его территориях населенных пунктов и будущего строительства мостового перехода через Волгу. Кроме того, по существующему положению дел уже имеющаяся дорога от Краснослободска до Средней Ахтубы оказывает больше негативное антропогенное влияние на пойму в целом, на состояние воздуха. Стоки с дороги попадают в ерики и почву, что доставляет неудобство жителям. После того как будет построен четвертый пусковой комплекс протяженностью 8,2 километра, он соединит мост через Волгу с Третьей Продольной, трассами на Ростов, Москву и Саратов.
Работы уже начались? Начали спиливать первые деревья?
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии совместно с представителями природоохранной прокуратуры выезжал на место для проверки информации о рубке деревьев в Волго-Ахтубинской пойме. Никаких разрешений на строительство не выдавалось, участки под строительство тоже не выделялись. В ходе проверки специалисты действительно обнаружили спиленные деревья, но работы ведутся в рамках экологической реабилитации ерика Аверкин в районе поселка Владимирская Слобода. Подрядчик использует участок по назначению, после окончания работ все остатки и отходы будут вывезены.
Лесовосстановительные же работы никак не связаны с началом строительства моста, поскольку будут идти на других участках, указанных лесниками. В первую очередь компенсационные высадки будут осуществляться там, где лес пострадал от пожара, или на других участках, где нужно восстановление зеленых насаждений. Предполагается, что для строительства дороги будет снесено около 15 тысяч деревьев, а количество вновь высаженных в рамках компенсационных высадок — более 200 тысяч.
Насколько сейчас загружена действующая дорога? Насколько она опасна?
В день по дороге проходит более 30 тысяч единиц транспорта. В 2020 году на участке от Краснослободска до Средней Ахтубы произошло 19 ДТП, 3 человека погибли, 26 ранены. За 3 месяца 2021 года на этом участке зарегистрировано 2 ДТП, 1 человек погиб, 1 получил ранения. На дороге одно место концентрации ДТП — хутор Госпитомник. По данным полиции, в качестве повышения безопасности пешеходов на дороге установлены светофоры, однако светофоры вызывают образование заторов, что неблагоприятно складывается на экологической ситуации, вызывает нервозность среди водителей и затрудняет проезд спецтехники. Кроме того, объекты экономики, которые возникают вдоль трассы, являются местами притяжения людей и, как следствие, оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения. Усугубляет ситуацию бесконтрольное перемещение по дороге сельскохозяйственной техники, которая уничтожает объекты дорожной инфраструктуры, затирает дорожную разметку и загрязняет проезжую часть. Полиция уверена, что строительство дороги с точки зрения сохранения жизни и здоровья людей необходимо.
Нужна ли дорога местным жителям?
Глава Среднеахтубинского района Николай Патрин рассказал, что жители района очень интересуются новой дорогой.
— Мы и на площадках областной думы, и на выездных совещаниях подробно и четко рассказывали, как должна проходить трасса, какой наиболее оптимальный вариант, который учтет и мнение жителей, и будет соблюдать все экологические нормы. Но по дороге проходит ежедневно более 30 тысяч машин, было много трагических случаев. Пока мы будем спорить — люди будут гибнуть. Нужно в кратчайшие сроки начать строительство и сделать жизни граждан безопаснее.
Что предлагали общественники?
Экс-сотрудник прокуратуры Волгоградской области Антон Гетманенко предложил отнестись критически к предлагаемому властью проекту, поскольку техническое задание не учитывает, что дорога проходит по особо охраняемой природной территории. Поэтому он предложил более детально изучить альтернативные варианты прохождения трассы и окончательно решить — стоит ли их рассматривать до конца и превращать в проект или же их можно забыть окончательно.
Другой экс-сотрудник прокуратуры юрист Иван Иванов свои предложения озвучил по пунктам:
1. Сначала достроить мост через Волгу.
2. Расширить мосты через ерики.
3. Сделать по две полосы в каждую сторону на уже существующей дороге.
4. Принять к сведению, что тот проект, который вы рассматриваете, не имеет никакого экологического статуса, а проект дороги должен проходить экспертизу в Москве.
5. Уточнить, кто и когда будет проводить лесовосстановительные работы, в каком объеме и сколько это будет стоить.
Активист велосипедного движения Михаил Соломонов, неоднократно срывавшийся на эмоции, заявил, что под топоры пойдут реликтовые деревья, в том числе дубы возрастом от 200 до 360 лет, памятники живой природы. Также, по данным активиста, средняя стоимость строительства дороги, аналогичной той, которую хотят построить в Волго-Ахтубинской пойме, не превышает полутора миллиардов рублей, в то время как Волгоградской области выделили 9,89 миллиарда рублей. Кроме того, господин Соломонов утверждает, что проекты, которые предлагаются жителями, не рассматриваются, а своими действиями, выразившимися в отказе от публичных обсуждений, власти провоцируют социальную напряженность.
Что думают жители по поводу этих инициатив?
Один из участников экологического совета — житель поселка Госпитомник. Его дом расположен рядом с дорогой. Мужчина знает как минимум про два варианта строительства дороги — предлагаемый властями и проект, который предлагают «защитники дубов».
— Вариант расширения существующей дороги вообще неприемлем для наших жителей, — рассказывает мужчина. — Это вообще неприемлемый вариант, поскольку наши дома пойдут в результате под снос. И что касается сноса дубов — главного аргумента противников дороги, то и перед Госпитомником есть дубравы, которые тоже будут вырубаться, если дорога пройдет через поселок.
Чем еще не нравится людям проект расширения существующей трассы?
В случае если проект будет реализован, потребуется возвести дорожную насыпь высотой 5 метров и шириной более 130. Кроме того, для сохранения внутрипоселковых связей нужно будет построить дороги-дублеры, а в самом поселке — транспортную развязку, и для того, чтобы попасть из одной точки поселка в другую, на другой стороне дороги, нужно будет проехать около пяти километров. При этом поделить объекты социальной инфраструктуры поровну тоже не получится.
Также в случае реализации предлагаемого общественностью проекта нужно будет сделать мосты-дублеры через ерики, снести еще больше деревьев, а также изъять из оборота земли сельскохозяйственного назначения и снести 40 построек, в том числе 37 жилых домов. Ухудшится и экологическая ситуация.
Почему нельзя сразу было построить дорогу? В чем недостатки старого проекта?
Решение о строительстве моста через Волгу было принято в 1994 году. В 1996-м проект был окончательно утвержден. Как только закончилось строительство моста через Волгу, нужно было начинать строительство дороги. На этом настаивали федеральные власти. Однако в Волгограде проект немного переделали и построили второй мост, через Ахтубу. За это время, пока шло строительство, были сделаны наработки, заложенные в основу строительства соединительной дороги между мостами через Волгу и Ахтубу. При этом стоит добавить, что этот участок поймы, по которому пройдет дорога, является еще и точкой социального напряжения. Также для строительства новой дороги в то время пришлось бы перекрыть существующую дорогу со строительством дублеров. В итоге строительство бы растянулось на пять-шесть лет. Кроме того, у проекта, который предполагается провести через Госпитомник, протяженность дороги длиннее примерно на 600 метров, но он затрагивает интересы жителей хуторов Госпитомник, Новенький, Рыбачий, Третий Решающий, Белая Дача, Бурковский и Маслово. В одном только Госпитомнике живет порядка тысячи жителей, в Бурковском и Маслово — порядка 1300. Еще 420 — в Третьем Решающем.
Также при реализации этого проекта увеличивается количество площади зеленых насаждений, подлежащих сносу, и под угрозу ставится существование специально восстановленного лесопитомника.
Что за проект дороги через остров Крит?
Такой вариант тоже рассматривается и вызывает беспокойство членов СНТ «Крит», «Крит-2» и «Сосновый бор». По мнению дачников, если дорога пройдет по территории острова, то они лишатся доступа к своим садовым участкам, кроме того, трасса лишит их технической воды, используемой в том числе для полива.
Стоит добавить, что проект невозможно реализовать и с точки зрения безопасности дорожного движения. Кроме того, трасса через остров Крит длиннее на полтора километра, для ее строительства нужно будет изъять порядка шести гектаров земель природного парка, перестроить уже действующую развязку моста через Волгу и построить две эстакады через водные преграды. Но самое главное — трасса пересекает особо ценные земельные участки, входящие в территорию областного филиала станции ВИР, и использование этих земель для других целей запрещено.
Не стоит выбирать тот проект, который будет подвергать жителей Среднеахтубинского района дополнительным страданиям. Кроме того, следует учитывать и гидрологические режимы Волго-Ахтубинской поймы, поскольку ее сохранение без соблюдения гидрологического баланса будет невозможно.
Стоит ли тратить деньги и время на обсуждение различных проектов?
Как правило, все проекты оцениваются по трем критериям — трассировка, гидрология и компенсационные посадки. Последний вопрос успешно решен. Но не закончились обсуждения вопросов гидрологии и трассировки. Тот проект, что уже есть, он практически идеален. Но и остальные проекты достойны обсуждения с привлечением специалистов. Поскольку юридически еще нет ни одного проекта — ни один не прошел экспертизу. Поэтому нужно обсудить все детали и понять, что официально предлагаемый проект — единственно правильный.
Почему предстоит высадить именно 200 тысяч деревьев?
В свое время в Волго-Ахтубинской пойме появились два дачных общества — СНТ «Опытник» и СНТ «Опытник-2». Чтобы построить эти дачные общества, по оценкам специалистов, было снесено около семи тысяч деревьев. Компенсационные высадки не проводились. Поэтому сейчас закладывается тот объем деревьев, который учел бы вред Волго-Ахтубинской пойме, причиненный и этими поселками. Есть ущерб восстанавливаемый, есть невосстанавливаемый. Гидрологический режим — одна из важнейших составляющих при оценке ущерба и возможности его компенсации. Поэтому нужно идти по пути восстанавливаемого ущерба природе и минимизации его — людям.
Что решили в итоге?
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, а также комитет транспорта и дорожного хозяйства в течение 10 дней изучат предложения, поступившие от жителей Среднеахтубинского района, и подготовят материалы для выездного заседания, а рабочая группа выедет на встречу с жителями хутора Госпитомник и СНТ «Крит». Выезд запланирован на апрель.
— Все участники заседания экосовета, как и жители нашей области, считают, что мостовой переход через Волгу и Ахтубу очень нужен, — считает председатель экосовета при Волгоградской областной думе Ирина Соловьева. — Его ждут и автомобилисты, которые перестанут тратить время в постоянных пробках, и жители Среднеахтубинского района, которым интенсивный транспортный поток доставляет массу неудобств, а выхлопные газы от транзитного трафика наносят вред их здоровью. Наконец, эта трасса имеет стратегическое значение для развития нашего региона и всей страны в целом.
Конечно, как и при любой масштабной стройке, невозможно полностью обойтись без нанесения экологического вреда на этой территории. Но есть экологический вред восполняемый, а есть невосполнимый. Те предложения по строительству мостового перехода, которые высказали некоторые жители Волгограда, присутствовавшие на заседании, несут, по мнению специалистов, ущерб невосполнимый — это и необходимость переноса жилых домов граждан из зоны строительства в другое место, вред, который будет нанесен гидрологическому балансу поймы и местам нерестилищ рыб, снижение уровня видимости для водителей на некоторых изгибах трассы, а значит, безопасности движения и многое другое.
В то же время ущерб природе поймы, который будет нанесен вырубкой деревьев, неизбежный при осуществлении любых вариантов строительства, можно компенсировать путем высадки новых зеленых насаждений. Всего на территории природного парка планируется высадить свыше двухсот тысяч саженцев. И эта работа уже началась. Очевидно, что из всех вариантов строительства мостового перехода выбран тот, который нанесет наименьший вред окружающей среде и обеспечит нормальные условия для проживания граждан Среднеахтубинского района.
Работа экологического совета по осуществлению общественного контроля за строительством мостового перехода будет продолжаться в течение всего времени сооружения этого объекта. Как и прежде, мы будем осуществлять регулярные выезды на места проведения работ, держать постоянную двустороннюю связь с жителями.