Сегодня, 27 апреля, пресс-служба Минпросвещения заявила, что найден возмутивший президента России Владимира Путина учебник, в котором практически нет информации о Сталинградской битве. Ученые Волгограда, тем временем, настаивают, что проблема с учебниками и изучением истории более глобальна и не ограничивается одним этим учебником.
«Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия — просто удивительно»
Накануне 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне президент России Владимир Путин возмутился учебниками, по которым сейчас учатся в школах. Глава государства сообщил об этом во время послания Федеральному собранию.
— До сих пор еще, знаете, открываю некоторые учебники школьные, с удивлением смотрю, что там написано, — заявил глава государства. — Как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия — просто удивительно. Всё что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Бывает и такое, удивительно! Просто не хочу даже это комментировать, — сказал президент.
Сегодня, 27 апреля, пресс-служба Минпросвещения сообщила о том, что учебник, о котором говорил президент, найден. Сотрудники Минпросвещения после послания президента провели проверки российских школ.
— Проверка показала, что в учебниках из федерального перечня, используемых в настоящее время в школах, нет существовавших в старых изданиях ошибок и искажений, на которые обращал внимание глава государства, — сообщили в ведомстве. — Вместе с тем по итогам проверки среди прочих выявлен учебник «История России и мира» для 11-го класса под редакцией Олега Волобуева, содержание которого крайне слабо отражает события Сталинградской битвы. Выяснилось, что данный учебник от 2013 года до сих пор используется в общеобразовательном процессе в российских колледжах. По мнению экспертов, в настоящее время в организациях среднего профессионального образования и профобучения, в отличие от школ, отсутствует механизм качественного подбора учебной литературы.
«Кавалерийские атаки в этом вопросе не нужны»
Заслуженный работник культуры РФ, заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева считает, что такая же проблема не у одного учебника, а у десятков.
— Дело в том, что для того, чтобы быть патриотом, нужно знать историю своей страны, в том числе и военную историю, — уверена Светлана Аргасцева. — Тем более она так близка нам. Все эти события были не так давно, правнуки героев сейчас учатся в школах. Они должны знать об этих подвигах. Конечно, я знакома с учебниками по истории, по которым учатся сейчас. И я не встречала таких, где не было бы хотя бы строчки о Сталинградской битве. Хотя, что такое строчка? Этого крайне мало. Пособия по истории, и в том числе по Сталинградской битве, есть. Они существуют, но они преподносятся как пособия для углубленного или факультативного изучения.
Профессор кафедры отечественной истории и историко-краеведческого образования ВГСПУ Николай Болотов считает, что учебник — это лишь одна из проблем современного образования.
— Я могу сказать, что эти учебники не отражают полную картину об исторической правде. Что такое история Второй мировой войны без Сталинградской битвы? — рассказал профессор. — Эта битва имеет огромное международное значение. Если бы не было победы под Сталинградом, война бы, может быть, продолжалась еще не один год. Почему? Даже неизвестно, как бы она кончилась. Все ждали лишь падения Сталинграда. Что касается учебника Волобуева, то была там информация о Сталинградской битве. Это, возможно, сгоряча в Минпросвещения кинулись искать. Но есть и другая, более важная проблема. Я считаю, что в школах должно быть больше часов истории. Не 4 часа, за которые в школах изучают весь курс Второй Мировой войны. Здесь полезно обратить внимание на опыт Советского союза. А у нас даже в вузах настолько сократили количество часов, что студенты-историки скоро будут на пальцах историю изучать. Но в целом, конечно, и учебники должны быть подробными, правдивыми, и количество часов на изучение должно быть достаточным. Речь не только о Великой Отечественной войне. У нас была масса важных периодов истории, которые должны быть изучены. То, что президент обратил на это внимание, я считаю, очень правильно и важно. Но к этому вопросу нужно подойти системно, а не эпизодически. Кавалерийские атаки в этом направлении не нужны.