Сегодня, 19 мая, в Арбитражном суде Волгоградской области состоится заседание, ответчиком в котором выступит Волгоградское УФАС России. Речь будет идти о рекламных конструкциях, которые, по мнению антимонопольного ведомства, установлены незаконно. Также в процессе участвует администрация Волгограда. Возглавляемая рвущимся в Государственную думу Виталием Лихачевым администрация пытается обжаловать постановление, согласно которому сотни отсутствующих в схеме размещения рекламных щитов и билбордов на улицах Волгограда должны быть демонтированы. И это притом, что на множестве подобных щитов сейчас размещаются портреты именно главы Волгограда.
Напомним, на брифинге Волгоградского УФАС России, состоявшемся 14 мая, временно исполняющая обязанности руководителя Ольга Ячменёва поделилась с журналистами текущей ситуацией в сфере размещения рекламных конструкций на улицах города и рассказала о фактах, открывшихся в ходе недавнего дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Оказывается, в Волгограде еще в 2013 году проводился конкурс на размещение рекламных конструкций. Практически по всем лотам заявлялись единственные участники. По результатам конкурса были заключены договоры на 5 лет, до 2018 года, на размещение рекламных конструкций и выданы соответствующие разрешения. Конкурс был проведен накануне новогодних праздников, а сразу после них, в 2014 году, договоры были продлены властями Волгограда еще на 5 лет, до 2023 года. Действуют они до сих пор, несмотря даже на то, что с 1 января 2014 года были приняты поправки в законодательство, согласно которым реклама в городе может размещаться только в соответствии с утвержденной схемой, а на объектах культурного наследия и их территории вовсе запрещена.
— В нашем городе такая схема появилась только к середине 2015 года, но рекламные конструкции до сих пор размещаются на основе тех самых договоров, заключенных в далеком 2013 году, — рассказала Ольга Ячменёва. — На данный момент 65% размещенных в городе рекламных конструкций отсутствуют в схеме, а значит, незаконны, но сложность в том, что для возбуждения дела об антимонопольном правонарушении нам необходима пострадавшая сторона — субъект, чьи права ущемлены. Этот субъект подает жалобу, а мы возбуждаем дело. Такие жалобы поступают редко. Так получилось в случае с «Дрим Медиа Сервис» и «Мейн Медиа». На них были получены жалобы от нескольких хозяйствующих субъектов города. Дело завершилось в нашу пользу еще в прошлом году, но с вынесенным предписанием указанные фирмы и администрация города Волгограда не согласились и обжаловали его в суде. Очередное заседание суда состоится 19 мая.
«Из 934 рекламных конструкций, размещенных на территории Волгограда, 610 находятся вне правового поля»
Помимо указанных фирм, жалоба поступала на компанию Gallery. Дело в отношении этой организации уже ведется. Кроме того, в Волгоградском УФАС России отметили, что в ходе изучения данных, полученных от департамента по градостроительству и архитектуре администрации, могут появиться и другие организации, ответственные за размещение рекламных конструкций в не предназначенных для этого местах.
В самом департаменте данную информацию подтвердили, но также отметили, что пока дела ведутся только в отношении этих трех фирм. Называть кого-то еще преждевременно. Кроме того, в ведомстве считают, что рекламные конструкции, размещенные на основании договоров 2013 года, вполне законны, так как поправки вступили в силу позже и обратной силы не имеют. Невольно в администрации Волгограда признали и то, что не в состоянии контролировать установщиков незаконных рекламных конструкций.
— Безусловно, незаконные рекламные конструкции у нас в городе есть, борьба с ними ведется постоянно, — пояснили в департаменте по градостроительству и архитектуре. — Устранить их все получится через 3–4 месяца ориентировочно, но гарантировать, что они не появятся снова, не может никто. Кроме того, нужно различать конструкции, которые были установлены с нарушениями норм, и те, что размещены в соответствии со всеми нормами, но до изменений в законодательстве. Они останутся законными до истечения действия договоров и разрешительных документов.
Впрочем, стоит добавить, что, согласно открытым данным в картотеке арбитражных дел, 3 марта 2021 года решением Арбитражного суда Волгоградской области по ходатайству администрации Волгограда были применены обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого предписания. Ходатайство было удовлетворено до рассмотрения дела по существу. При этом в решении об объединении дел, вынесенном 15 апреля, истцом выступает «Дрим Медиа Сервис», а в качестве заинтересованных лиц выступают администрация Волгограда, ООО «Ден», ООО «Мейн Медиа» и ООО «Вердана».
—В обоснование ходатайства общество ссылается на то, что предмет оспаривания, заинтересованные лица и участники процесса одинаковые, — говорится в решении. — От управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области также поступило ходатайство об объединении дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам.
В компании ООО «Дрим Медиа Сервис» комментировать ситуацию отказались.
— Мы с позицией УФАС не согласны, администрация города тоже. Дело подлежит обжалованию в суде. Заседание уже завтра. Как решит суд, так и будет. Других комментариев у нас нет, — заявили сотрудники компании в ходе телефонного разговора с корреспондентом V1.RU.
Редакция V1.RU планирует следить за дальнейшим ходом дела и направила официальный запрос в прокуратуру Волгоградской области с просьбой разъяснить ситуацию с точки зрения закона и провести проверку в отношении ответственных за контроль наружной рекламы чиновников администрации Волгограда.