В Волгограде вылетела мошка. Мелкие кровососы безжалостно атакуют волгоградцев, продираясь даже через внушительный слой репеллентов. В социальных сетях развернулись целые дискуссии о том, какие народные средства лучше всего использовать для борьбы с гнусом — ваниль или гвоздику. Среди особо экзотических советов — накомарники, пропитанные керосином или дизельным топливом. Энтомологи советуют потерпеть еще пару недель, утверждая, что кровососа уничтожат вылетевшие стрекозы, и предполагают, что регулировать численность насекомых можно «играя» со сбросами воды через плотину Волжской ГЭС.
Чиновники о том, что в Волгограде объявили войну кровососущим насекомым, заявили еще в середине мая. Но про мошку они, оказывается, не говорили:
—161 водный объект и прибрежная растительность будут обработаны в текущем году от комаров и клещей в волгоградском регионе, — говорилось в сообщении регионального комитета здравоохранения. — В Волгограде дезинсекция пройдет на 131 акватории, в Волжском — на 5 водоемах. Особое внимание — острову Сарпинскому, где работы выполнят на 25 озерах и ериках.
В комитете здравоохранения уточнили, что речи о потраве мошки даже не велось — обработка касалась только клещей и комаров. Травить мошкару, по мнению чиновников, нет никакого смысла.
Как показала практика, деньги оказались потрачены, но обработка не оказала сколь-нибудь значимого влияния на численность кровососов. Волгоградцы по-прежнему стараются не выходить из дома без антимоскитной сетки на лице и репеллентов, отпугивающих насекомых. Их наносят на одежду и открытые участки тела.
— Яйца мошки лежат в земле, в прибрежной зоне, — рассказала начальник отдела по обеспечению эпидемиологического надзора Центра гигиены и эпидемиологии Волгоградской области Галина Масленникова. — Выводится она после того, как пройдет сброс воды. Но через неделю, я думаю, ее уже не будет — сейчас уже становится на крыло стрекоза, она практически моментально съест всех кровососов. А бороться с ними бесполезно. Это еще в СССР пробовали, но безрезультатно.
Энтомолог Галина Мельникова уверена, что бороться с мошкой можно и достаточно успешно:
— Идеально сейчас было бы одномоментно провести обработку всей культурной растительности, которая находится в городе, — деревьев и кустарников. Второе — провести санитарные мероприятия по выкашиванию сорной растительности, и третье — провести хорошую обработку по периметру каждого водоема в черте города, а их насчитывается почти 175. Если это сделать сейчас, то можно будет значительно снизить как численность комара, так и мошки. Но увы, на это никто не закладывал денег.
Кроме того, по словам специалиста, есть препарат «Бактицид», который можно применять даже в таких местах, как Волго-Ахтубинская пойма, акватория Волги и Волгоградское водохранилище. Препарат уничтожает личинки комаров и мошки, не оказывая влияния на другой планктон. Однако его применение упирается в отсутствие нормативной базы.
Еще одним способом минимизировать численность кровососущих насекомых специалист называет изменение схемы сброса воды через Волжскую ГЭС:
— С 1 по 15 июня река входила в межень, ежедневные сбросы воды снижались на тысячу кубометров, — рассказывает Галина Мельникова. — Чем меньше уровень воды в береговой зоне, тем больше она прогревается. А потепление воды запускает процесс метаморфозы личинок. Если бы сброс был однократный и резкий, то береговая зона бы оголилась, а личинки бы погибли. Не все, но вылет был бы существенно меньше. Собственно, это было сделано в прошлом году, когда отмечали 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. В этом году к мнению специалистов не прислушались. Нужно правильно регулировать работу гидроузла, и мы можем спокойно защитить город, просто «играя» с водой. Если этого не делать, то нужны колоссальные затраты на обработку растительности. Поэтому здесь стоит нелегкий выбор — защитить или только центр города, или же всю стокилометровую зону. Хотя, повторюсь, всё это реально, нужно просто сесть и тщательно всё просчитать с учетом всевозможных нюансов, в том числе возможности повышения уровня воды до плотины.
При этом энтомолог предупреждает, что и большие сбросы могут вызвать резкое увеличение численности паразитов:
— Природа так устроила, что яйца мошки могут годами лежать в земле, — продолжает Галина Мельникова. — Но как только их заливает холодной водой, кладка активизируется, метаморфоза от яйца до имаго — взрослой особи — происходит даже не за дни — за считанные часы. И если комар вылетает из воды, а потом сидит на растительности 1–2 дня, сохнет, расправляет лапки и крылышки, то мошка выходит в воздушном пузыре, она сухая и очень голодная, сразу летит на прокорм. Уже потом, когда она наелась, она садится на растительность, чтобы отдохнуть. И если деревья обработанные — мошка гибнет. Обработку можно проводить фосфорсодержащими препаратами или перетроидами через два-три дня, так как остаточное действие этих препаратов при нашей аномальной жаре исчезает. Хотя, согласно инструкции по применению, они могут работать до 15 дней. Отрегулировать можно всё, нужны лишь деньги, правильные и точные расчеты и — главное — хороший обработчик, а не тот, кто предлагает наименьшую цену.