В Волгограде уголовное дело разрушило жизнь теперь уже бывшему полицейскому. Сотрудника патрульно-постовой службы Артёма Веретенникова обвиняли в том, что он сломал руку задержанному мужчине. Еще на стадии расследования, когда вина не была доказана, он потерял работу и семью, а после трех лет судов и оправдательного приговора не смог добиться восстановления на службе. Теперь вместо охраны закона и работы в органах Артём охраняет гипермаркет и получает за это 13 тысяч рублей. Единственное, чего он смог добиться, — за весь нанесенный моральный вред Россия должна выплатить ему 300 тысяч рублей.
Работа мечты
Артём Веретенников мечтал стать полицейским еще во время срочной службы в армии. После возвращения на гражданку подал документы, прошел комиссию и устроился сотрудником патрульно-постовой службы полиции. На дворе был 2007 год. В правоохранительных органах он проработал до 2016 года, но вместе с армией в общий стаж зачли 13 лет.
— В феврале 2016 года случилось страшное, — вспоминает Артём Веретенников. — У нас с напарником оставалось два часа до конца смены. В Кировском районе на улице пьяный человек был настроен агрессивно, искал конфликт. Начал с прохожего, задевал его. Потом, как только увидел нас, переключился на сотрудников полиции. Он начал ругаться матом, подбегать к машине, говорил, что у него какие-то связи и он имеет вес в определенных кругах. Мы решили убрать эту угрозу от общества. Он пытался убегать он нас, побежал через проезжую часть, чуть не попал на машину, чем создавал аварийную ситуацию. Мы доставили его в отдел полиции, где он оказал активное сопротивление, потерял равновесие, неаккуратно упал и повредил себе руку. Мы оформили его за неповиновение сотрудникам полиции. Как положено, сразу вызвали медицинскую помощь, скорая приехала, его забрали. С этого дня, хоть я и не подозревал, жизнь моя изменилась кардинально.
Дмитрия Кирносова — напарника Артёма, который был водителем — сразу уволили по статье. Одним днем была проведена служебная проверка, по результатам которой без решения суда и вмешательства управления собственной безопасности он лишился работы. Его обвинили в том, что он умышленно сломал руку задержанному мужчине, превысив свои полномочия. Было возбуждено уголовное дело.
— Я еще работал шесть месяцев, но свое руководство, честно говоря, даже не понимал. Мне говорили: «Это ты всему виной, вы преступники». Я был старшим в группе задержания, но меня с нее сняли и поставили на КПП, — рассказывает Артём Веретенников. — Пытались давить на меня, чтобы я написал заявление об уходе по собственному желанию. А я не понимал, за что. За то, что мы пресекли преступление?
«На моей карьере был поставлен крест»
Всё это время в материалах уголовного дела Артём был свидетелем. Спустя полгода Следственный комитет вызвал его на допрос, вновь в качестве свидетеля. Несмотря на это, как только в полиции узнали, что Артём идет в СК, в тот же день его уволили, хотя у него было выходной.
«С одной стороны, кажется, что это частная проблема двух человек, двух сотрудников полиции. Но на самом деле это проблема всей системы»
— Мне сказали, что уволен по статье «несоблюдение контракта», мол, так будет лучше. Что значит лучше? Испоганили мне всю трудовую книжку, я теперь не могу ни в органы, ни куда-либо устроиться. А после увольнения из полиции я стал вторым обвиняемым по уголовному делу. Тогда от безнадежности я пошел работать в такси. Семья была в шоке, дома отец онкологией болеет, мать — пенсионерка, я единственный кормилец в семье. Пошла череда бесконечных судов. Полтора года я работал в такси. Ничего я там не заработал, всё уходило на содержание автомобиля, еле хватало на еду. Я был в гражданском браке, у нас был ребенок. На почве всех этих проблем семья распалась, я остался один. Сейчас по обоюдному согласию видимся с ребенком. А когда всё это только начиналось, мне с ним вовсе запрещали видеться. Пошел в армию на контракт, но там тоже очень мало денег платили.
Потеряв работу, доходы и семью, после подработок в такси и армии около полугода он сидел без дела, а затем устроился работать охранником в гипермаркет.
— В полиции была перспектива, я должен был в скором времени получать прапорщика, перейти на должность водителя. После увольнения и безуспешной работы в такси, свой ВАЗ я продал от безысходности, денег катастрофически не хватало. Была мечта работать на благо людей, я же присягу принимал. Были случаи разные, порой люди благодарили за работу. Один раз мы сидели в патрульной машине, услышали крики, побежали и спасли девушку от изнасилования. Я знаю, что за выслугу лет мне были положены медали. После увольнения мне их никто даже не отдал. Просто выкинули на улицу по статье и заплатили копейки.
«Во время судов мы буквально сидели на валерьянке, а когда услышали приговор первой инстанции, чуть не потеряли сознание»
«На оглашение приговора пришли с собранными вещами»
— В суде первой инстанции полицейских признали виновными в превышении полномочий, а именно в том, что они умышленно сломали руку задержанному, — рассказал адвокат бывшего полицейского Андрей Гордеев. — Кирносову присудили четыре года лишения свободы, а Веретенникову — три года колонии общего режима. На протяжении всего следствия их уговаривали в том, что, если они признают вину, им дадут условные сроки. Но мы стояли на своем. На оглашение приговора в апелляционной инстанции ребята пришли уже с вещами, были готовы ехать в колонию. Надежды не было никакой. Но после оправдательного решения суда Веретенников и Кирносов заплакали. У них реально пошли слезы.
Ровно через три года, в феврале 2019-го, бывших полицейских оправдали. Но даже оправдательный приговор не мог вернуть всё, что они потеряли за эти годы.
— После оправдательного приговора суд разъяснил, что Веретенников и Кирносов имеют право на возмещение имущественного ущерба, устранение последствий морального вреда, восстановление трудовых, пенсионных и иных прав, — сообщил адвокат Андрей Гордеев. — Таким образом, из этого текста буквально следует, что фактически они должны взять это апелляционное представление, пойти в полицию и сказать: «Я завтра выхожу на работу». Более того, у Веретенникова после оправдательного приговора появляется возможность получить денежную компенсацию за три года вынужденного прогула. Мы снова пошли в гражданский суд оспаривать увольнение. Наш иск рассматривала та же судья. На этот раз появилась новая изворотливая трактовка — оказывается, Веретенникова уволили за превышение полномочий, которые находятся не в области уголовного права, а в области дисциплинарного проступка. Мол, их оправдали по уголовному делу, но за проступки на работе их никто не оправдал.
Тогда бывший полицейский с адвокатом обратились с иском к Российской Федерации. Ответчиком выступало Министерство финансов, с которого за счет федеральной казны в пользу Артёма Веретенникова только недавно была присуждена компенсация морального вреда в размере 300 тысяч рублей.
28 июня у Артёма Веретенникова скончался отец — тот самый, который все три года, будучи онкобольным, переживал все беды вместе с сыном. Бывший полицейский не отчаивается. Сейчас Артём продолжает работать охранником гипермаркета, вместе с супругой воспитывает ребенка. Ждут, когда Министерство финансов выплатит компенсацию — от решения суда и до реального получения денег может пройти и полгода, и даже больше.