Рано утром пятницы, 23 июля, в Среднеахтубинском районе тяжелая строительная техника начала крушить первый дом в коттеджном поселке «Белая дача». Жители поселка, которые несколько лет пытались отстоять свои дома, находятся в полной растерянности — идти им некуда и денег на покупку нового жилья нет. Всё, что происходит сейчас в приговоренном поселке, собираем в режиме онлайн.
— Утром пятницы, 23 июля, мы услышали рокот техники, — рассказали жители поселка. — Выскочили на улицу и увидели тяжелую строительную технику, которая начала крушить один из таунхаусов. Рабочие говорят, что действуют строго в рамках суда. Мы в шоке. Нас действительно оставляют без домов. Восемь лет мы уже живем в стрессе и постоянной войне. Заступиться за нас некому.
Чуть позже стало известно, что сносом дома занимается его хозяйка.
— Насколько мы знаем, хозяйке нужно выехать за границу, — рассказали жители поселка. — Но поскольку решение суда о сносе не исполнено, судебный пристав наложил запрет на выезд за границу. Поэтому пришлось пожертвовать домом.
Стоит напомнить, коттеджный поселок «Белая дача» расположен в нескольких десятках метров от трассы Волгоград — Краснослободск — Средняя Ахтуба. Въезд в ДНП венчает арка с названием поселка, жители которого вот уже несколько лет живут как на пороховой бочке. При этом стоит отметить, что, судя по всем имеющимся планам, «Белая дача», в отличие от других коттеджных поселков, дачных обществ и конного клуба, не мешает прокладке новой трассы через пойму.
Несколько дней назад более 30 семей, живущих в «Белой даче», написали обращение к президенту России Владимиру Путину. В нем они попросили главу государства встать на защиту коттеджного поселка.
— Прокуратура Среднеахтубинского района Волгоградской области, позволив достроить дома и переоформить их на физические лица, в один момент опротестовала уже утвержденный и принятый Росреестром генеральный план сельского поселения и подала иски в суд о незаконности строительства домов блокированной застройки на территории ДНП «Белая дача», часть из которых в настоящий момент суд удовлетворил и принял решение о сносе, остальные находятся на рассмотрении, — пишут жители. — Обращаем внимание, что прокуратура намеренно разделила иски по отдельным строениям, чтобы в суде каждый случай не выглядел как решение о массовом сносе, но фактически по данным искам жилья, зачастую единственного и оформленного в кредит, лишается более 30 семей. Мы оказались заложниками ситуации. В момент, когда можно было остановить стройку и оповестить людей о незаконности строительства, администрация района и прокуратура бездействовали, Росреестр регистрировал сделки купли-продажи и право собственности, администрация сельского поселения разработала и утвердила генеральный план, в рамках которого всё было законно.
— Экскаватор ломает одну из квартир, расположенных в центре шестиквартирного дома, — рассказывают работающие на месте событий корреспонденты V1.RU. — Судя по бурьяну, растущему возле дома, остальные квартиры нежилые. В других местах техники пока не видно. Что будет с квартирами, расположенными по соседству со сносимой, — тоже неизвестно.
Хозяева сносимой квартиры объясняют свое решение снести дом просто — устали мотаться по судам. В некоторых домах поселка живут люди, другие по-прежнему недостроены и заросли травой.
— С 2014 по 2018 год судились жители, купившие жилье в домах первой очереди поселка, — рассказывает одна из владелиц таунхаусов. — Не отсудили ничего. Теперь дошла очередь и до нас. Мы пишем президенту — всё возвращается в Среднеахтубинский район. Позавчера обратились к депутату. Он приехал, руками поразводил, попросил документы. А нам эти подковерные игры боком вылезут. Экологи говорят, что мы пойму губим. Хорошо, а то, что за нашим забором выстроено овощехранилище, капитальное строение, — это никого не волнует? У нас, получается, дома дядюшки Тыквы. Копишь всю жизнь, строишь дом, а его потом у тебя отбирают. У меня муж страдал онкологией, отказался от операции, чтобы достроить дом и провести в него газ. Сейчас он умер, я осталась одна с двумя детьми. Мне перед экскаватором лечь, чтобы меня вместе с обломками дома закопали?
Жители поселка категорически опровергают, что живут в элитном поселке.
— Жилье здесь стоило 800 тысяч, — говорят жильцы. — Причина, по которой нас хотят снести, кажется, простая — убрать нас и построить трехэтажные коттеджи за 15 миллионов. Нас не признают пострадавшими дольщиками, нас не пускают на прием к губернатору хотя бы просто поговорить. Что с нами не так? Кто у нас не под той звездой родился? Из нас сделали жуликов, которые самовольно построили дома на особо охраняемой природной территории. И даже если приедут приставы сносить наши дома, то нам в итоге и за это придется заплатить. На нас подали в суд те власти, которые, по идее, нас должны защищать. Мы уже проиграли районный суд, сейчас идем в областной, и если проиграем и там, то нас тоже ждет снос. Формально они правы. Нам крови не надо, оставьте просто нам жилье, чтобы мы не оказались на улице.
По словам жителей поселка, эта же фирма, которая построила «Белую дачу», строила коттеджные поселки и под Ростовом, и под Санкт-Петербургом.
Жители поселка уверяют, что были публичные слушания, на которых люди проголосовали за вывод земель, однако под давлением прокуратуры решение о слушаниях и постановление администрации Фрунзенского сельского поселения было отменено.
— Мы — добросовестные, честные приобретатели, — жалуются жители поселка. — Решения судов 2015 и 2018 годов базировались на результатах экспертизы, назначенной судом. При этом когда суд назначил экспертизу, на нас вышел эксперт и предложил за 50 тысяч рублей с каждого вынести заключение, по которому наши дома останутся на месте. Мы не согласились и в итоге получили экспертизу, по которым наши дома пойдут под ковши экскаваторов.
Волгоградцы, купившие дома в «Белой даче», записали видеообращение к губернатору с просьбой уделить им время и найти способ оставить их дома.
— У нас сегодня начался снос одной из секций таунхауса, — говорится в обращении. — Все присутствующие здесь покупали дома на стадии начального строительства. Дома активно строились, рекламировались. На объекты недвижимости мы получили право собственности. После завершения строительства и оформления прав был принят генеральный план Фрунзенского сельского поселения, территория «Белой дачи» вошла в состав населенного пункта. Но этот генплан был оспорен прокуратурой. И в один момент мы стали вне закона.
Мы просим по возможности организовать встречу с губернатором, чтобы обсудить возможность, как нам остаться. Индивидуальные дома здесь стоять могут, а таунхаусы, они ведь не многоквартирные дома, они чуть больше, чем коттеджи. Почему они не могут остаться только из-за того, что некоторые лица и органы в свое время не приняли соответствующих решений? Те, кто эти объекты строил, бенефициары, остались в стороне. А те, кто вкладывал деньги и хочет здесь жить, вынуждены остаться ни с чем.
Одному из участников стихийного митинга в «Белой даче» неожиданно стало плохо. Ему вызвали скорую помощь. Бригада медиков ехала 40 минут, в том числе благодаря пробкам на трассе Волгоград — Краснослободск — Средняя Ахтуба. Сейчас с человеком работает бригада врачей, оказывает ему первую помощь.
Снос таунхауса тем временем продолжается. Квартиру разбирает экскаватор-погрузчик, строительный мусор тут же грузят в самосвал КАМАЗ и куда-то вывозят. Родственники владельца сносимого жилья очень надеются успеть за день — у рабочих, занятых на демонтаже, почасовая оплата.
Владелец сносимого дома прокомментировал свой отчаянный поступок. Мужчина устал бороться за жилье, которое к тому же требовало серьезного ремонта после пожара.
— На самом деле всё просто, — рассказывает мужчина. — Забрать деньги за таунхаус не у кого, на другое мое имущество наложен арест, за границу не выехать. Поэтому и приняли решение снести. Надоело. Тем более дом сгорел, и опять ремонтировать его, вкладывать деньги нет ни сил ни смысла. Жалко, конечно. Всё это давалось кровью и потом. Даже квартиру в Волгограде продали, чтобы купить здесь дом и сделать в нем ремонт.
Родственник владельца, который и руководит сносом, планирует снести и свой дом. Но не быстро и при помощи трактора, а аккуратно разобрать — жалко практически новые стройматериалы.
Снос закончен. Рабочим осталось только вывести остатки строительного мусора и окончательно зачистить строительную площадку. На этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию, но продолжаем следить за судьбой поселка «Белая дача».