Почему в Волгограде растут цены на продукты, прилавки завалены импортными товарами, а местных — практически нет? Почему большинство людей живет близко к черте бедности, а хорошо лишь крайне ограниченному сегменту крупных землевладельцев и примостившихся к ним чиновников и депутатов? Известный фермер из Иловлинского района Волгоградской области Андрей Прошаков продолжает рассказывать о том, что происходит в аграрном секторе экономики, и почему подобное уже было в истории России. А о том, чем это раньше уже заканчивалось — каждый из нас знает из школьной программы.
Выступая на форуме «Россия зовет», президент страны Владимир Путин заявил об угрозе дальнейшего роста цен на продукты. По мнению Владимира Владимировича, причины этого лежат за пределами страны, он сказал: «Во многом под влиянием внешних факторов рост потребительских цен ускорился».
Один из важных (и понятных мне) факторов, по его мнению, — подорожавшие азотные удобрения, из-за выросшей стоимости газа и нефти. Пусть так, если у нас нет газа и нефти, а следовательно нужных для урожая удобрений, значит нет. Не беда. У нас есть органические удобрения и, как уверяют в отчетах чиновники, благодаря непомерно растущему поголовью, эти навозные кучи должны быть слегка меньше гор Урала и Кавказа.
В 1968 году из-за нехватки минеральных удобрений по инициативе Винницкого обкома КПСС в СССР было развернуто соревнование — какая область вывезет на поля больше навоза. Так почему при такой же ситуации сегодня не накормить жителей страны экологически чистой продукцией? Тем более, что иметь навоз возле ферм, благодаря принятым законам, недешевое удовольствие. Как видите, тут всё совпало, ситуация должна сложиться в пользу потребителя, если, разумеется, не врут чиновники об успехах в животноводстве.
Не дай бог кому подумать, что я спорю с президентом по поводу «внешних факторов». Я даже еще один пример приведу.
В 1907 году от экспорта зерна в России было выручено 431 млн рублей. Из них на 180 млн рублей были ввезены высококачественные потребительские товары — модная одежда, парфюмерия, обувь, лекарства и так далее.
140 млн оставили за границей на содержание своих семей, имущества и т. д.
На 40 млн рублей приобрели технологичные товары — автомобили, телефоны, патефоны, радиоприемники, пластинки и т. д.
Сельхозтехники и инвентаря на 18 млн руб.
Возможно, вам это что-то напомнит.
В среднем с 1907-го по 1913 год хлебный экспорт составлял 686 млн пудов. С помещичьих земель собиралось примерно 635 млн пудов хлеба.
От крестьян тоже хлеб поступал на рынок — 700 млн пудов, чтобы купить необходимые товары для семьи и производства, оплатить налоги, даже просто выпить в кабаке или сходить в кино на ярмарке. То есть на развитие экономики в государстве. Излишки шли на расширение хозяйства путем увеличения животноводческого поголовья. Мясо этого поголовья тоже шло на рынок, что позволяло крестьянину продавать меньше зерна, а сэкономленные пуды опять пускать на укрепление своего хозяйства.
Давайте условно определим, что зерно помещиков шло на экспорт, а крестьянское зерно — на внутренний рынок. И тогда получается, что как бы часть земли России и не принадлежит. Никак не лежит в экономической плоскости страны.
Так вот, сегодня ситуация совершенно зеркальная. Ничем нынешние помещики не отличаются от тех, живших век назад.
Практически уничтожая мелкого сельхозпроизводителя, который работает на внутреннего потребителя и экономику, кичась, что мы экспортируем зерно, то есть сырье, теряя добавочную стоимость, агроолигархат и латифундисты (включая их лоббистов в правительстве и Госдуме) работают на зарубежные компании по производству муки, круп, кондитерских изделий, животноводства. Способствуют развитию пищевого оборудования, логистике и т. д.
Не стоит забывать, что все эти жирующие экспортеры получают за счет налогов жителей России погектарную поддержку, беспроцентные кредиты, возмещение затрат на топливо и еще уйму преференций. Взамен налогоплательщики получают обезумевшие цены на продукты.
Так что, я бы сказал об этом не только как Владимир Владимирович: «Внешний фактор», а как Иосиф Виссарионович: «Взрастили враждебный элемент, льющий воду на мельницу империализма».
А мораль сей басни можно сформулировать в одном абзаце: жители России кормят агроолигархат дважды: первый раз, когда за счет их налогов «кормильцы» получают множество преференций и льгот от государства, а второй — относя свои кровные в магазины и на рынки. И это весьма прискорбно, если вспомнить еще о том, что импортозамещение должно было дать толчок развитию собственного производства, ассортимент и цены вывести на уровень европейских. В результате мы не только европейского ассортимента и качества своих продуктов не получили, но даже до времен СССР сильно не дотягиваем. И совсем печально, что на российских прилавках стоит это всё чуть ли не дороже, чем в той же Европе.
Согласны с автором?