В Волгограде всё чаще вспоминают про бомбоубежища и их необходимость на случай ЧП. Многие уже начинают думать, что они если и существуют, то только в воображении чиновников, и поэтому их скрывают от простого народа. Но в администрации Волгограда уверяют: бомбоубежища в городе существуют и, более того, среди них есть даже образцово-показательные. В один из таких бункеров на территории Дзержинского района спустились корреспонденты V1.RU.
Образцовое убежище способно вместить до 200 человек. Само сооружение, расположенное на глубине 6 метров под землей, было построено еще в 70-х годах прошлого столетия. Но несмотря на такой почтенный возраст на сегодняшний день оно укомплектовано по высшему классу.
— В бомбоубежище созданы все условия для короткого проживания сотрудников нашего предприятия. Оно всегда готово к приему укрываемых, — крутит замок на тяжелой металлической гермодвери руководитель группы по ГО и ЧС АО «Волгоградоблэлектро» Виталий Востриков.
Помещение на 453 квадратных метра, 253 из которых используется для проживания. Оно оборудовано водо- и электроснабжением, вентиляцией, есть необходимый запас продуктов и питьевой воды. Здесь есть также оборудованные санузлы, противогазы, средства необходимые первой помощи и приборы для связи с землей — рации, радио, телефон.
— Возможности бункера позволяют нашим сотрудникам почувствовать себя в безопасности. По нормативам предполагается, что в состоянии полной автономии люди могут находиться в нем до трех суток. Но на самом деле гораздо больше, — говорит заместитель генерального директора АО «Волгоградоблэлектро» Владимир Галджиев.
На карте, что висит в кабинете начальника убежища, отмечено — откуда во времена СССР ждали возможное ЧП. И это, удивительно, но не Украина и даже не Соединенные штаты со всем блоком НАТО. Концентрические круги, отмечающие зоны радиационного поражения, показывают, что в первую очередь готовились к последствиям техногенных катастроф на ближайшей атомной электростанции. Наготове всегда были и дозиметры.
По словам руководителей предприятия, сразу после получения сигнала о готовности к ЧП в бомбоубежище начинается подготовка к приему людей. На это отводится не более восьми часов. Заполняются баки с питьевой водой, заносятся запасы еды и матрасы, доставляется запас инструментов. Расставляются двухъярусные кровати, и запускается вентиляция.
Работники предприятия, для которых и предназначено это убежище, также наизусть знают, что необходимо делать и куда идти при первых сигналах «Внимание всем» или «Воздушная тревога». Сразу же после того, как дверь захлопнется за последним входящим, начинает активизироваться система чистой вентиляции.
Готово убежище и к тому, что в случае бомбардировки или других ЧП на поверхности вместо благоустроенной территории останутся только дымящиеся развалины. Соответственно, прекратится подача электричества и воды.
— Мы готовы и к такому варианту развития событий. Мы сформировали группы, которые в случае нарушения подачи электричества в убежище будут налаживать работу сети вручную. Четыре человека по команде запустят электроручные вентиляторы для продувки помещения, затем к работе приступит новая смена, — пояснил Виталий Востриков.
Если же основной вход в убежище будет разрушен или завален, то выбраться из защитного сооружения можно еще несколькими способами. Как и было положено со времен страны Советов, в убежище есть еще два запасных выхода, специально удаленных от главного. На случай если и эти два окажутся под завалами, существует альтернативный ход — последний шанс, требующий уже напряженной работы ломом и кувалдой.
Большой «красный квадрат» за двухъярусными нарами на стене нарисован не просто так. Это не подражание известному художнику и не место, где развешиваются почетные грамоты. В случае если бомбардировка, артиллерийский обстрел, цунами или прочие стихийные бедствия разрушат основной вход, а прямым попаданием будет уничтожен подземный ход, ведущий в запасные выходы, то в действие вступит уже он.
— По команде начальника убежища ломами и кувалдами должна будет проломлена стена в месте, специально отмеченном «красным квадратом», — говорит Виталий Востриков, — Да, придется как следует поработать. Но именно там скрывается наиболее удобное место для лаза, который надо будет пробить к поверхности.
Напомним, что в этом году, согласно изменениям в постановлении «О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Волгоградской области», традиционный конкурс-смотр бомбоубежищ Волгоградской области отменяется. Но организаторы конкурса надеются, что лучшее убежище Волгограда в этом году не придется определять и на практике.