Супруга мобилизованного жителя Волгограда с осени прошлого года пыталась добиться кредитных каникул для мужа. По ее словам, в банке сначала отказывали в этом под различными предлогами, а потом и вовсе прислали досудебную претензию с требованием погасить долг. Ситуация разительно изменилась только после обращения к корреспондентам V1.RU.
Валерий Татару — майор полиции в отставке. На пенсию вышел с должности начальника дежурной части. Общая сумма кредитов — 990 тысяч рублей, а с учетом пеней и штрафов выплатить банку предстоит больше миллиона рублей.
— 22 сентября мужу пришла повестка, — рассказала Анастасия Татару. — 29 сентября он уже уехал в зону специальной военной операции. 7 октября был принят закон о кредитных каникулах для мобилизованных, и 9 октября я сама первый раз обратилась на горячую линию банка ВТБ с просьбой предоставить каникулы для мужа по потребительскому кредиту и кредитной карте. Заявление приняли, однако в удовлетворении отказали, поскольку обращался не муж. Также посоветовали обратиться в филиал банка.
В офисе ВТБ на проспекте Ленина женщине помогли составить заявление. Правда, по словам Анастасии, почему-то от имени несовершеннолетней дочери. К документу снова были приложены все документы, подтверждающие, что мужчина мобилизован. Снова пришел отказ, мотивированный тем, что несовершеннолетний ребенок не может представлять интересы мужчины, и он это должен сделать сам.
—Я снова позвонила на горячую линию банка, объяснила, что муж находится на спецоперации, что у них там нет сотовой связи и что он перед отъездом попросил меня оформить ему кредитные каникулы, — продолжает Анастасия Татару. — 13 октября я обратилась за разъяснениями в ЦБ, они начали проводить проверку. 20 октября муж каким-то образом смог выйти в интернет и связаться со мной. Я ему отправила адрес электронной почты, сказала, чтобы написал туда, приложил все документы о мобилизации и попросил кредитных каникул по всем имеющимся у него продуктам банка. Он все сделал в этот же день. Еще 20 октября со мной связались представители Центробанка, узнали ситуацию, очень удивились реакции банка, сказали, что каникулы предоставить просто обязаны, и посоветовали еще раз позвонить в банк.
Анастасия рассказывает, что очередной звонок на горячую линию ПАО «ВТБ» был совершен 24 октября. Заявление снова приняли и сказали, что в течение 15 дней каникулы будут предоставлены. 14 ноября в офисе банка в Краснооктябрьском районе Анастасия выяснила, что кредитных каникул так и нет.
— Пришлось снова обращаться в банк, писать заявление, прикладывать документы, скриншоты переписки и прочее и прочее, — объясняет женщина. — Из ЦБ пришел ответ, что банку рекомендовано принять у меня документы, сделать запрос в военкомат и, если информация подтвердится, — предоставить каникулы.
28 декабря батальон, где служил мужчина, вывели на переформирование, и Валерия Татару отпустили на несколько дней домой. Анастасия рассказывает, что ее мобилизованный муж уже сам позвонил в банк, где услышал уже привычный ответ — «кредитных каникул вам не предоставлено». Он снова, уже сам, попросил банк приостановить выплаты как по потребительскому кредиту, так и по кредитным картам.
— 4 февраля мы получаем от банка досудебную претензию с требованием оплатить кредиты, — продолжает Анастасия. — 5 февраля я в очередной раз подала заявление. 6 февраля связываюсь с представителем банка, там утверждают, что дали отсрочку по потребительскому кредиту, но не по кредитной карте, уточнив, что их предоставляют со дня обращения. Все наши обращения в течение предыдущих пяти месяцев почему-то остались без ответа. В итоге я написала жалобу на действия сотрудников, приложила уже генеральную доверенность, позволяющую мне запрашивать любые справки из любых учреждений — но банку этого недостаточно. В итоге заявление приняли, но до сих пор даже не зарегистрировали. В телефонном разговоре все всё понимают, говорят о незаконности требований, но по факту выясняется, что даже генеральная доверенность не дает никаких прав.
В ВТБ (ПАО) направлен письменный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию с предоставлением кредитных каникул мобилизованному. После редакционного обращения в банке ответили, что вопрос полностью решен:
— Мы провели дополнительную проверку по этой ситуации, — лаконично прокомментировали в банке. — Вопрос клиента урегулирован, необходимые по закону кредитные каникулы предоставлены.
Анастасия Татару, в свою очередь, также подтвердила, что уже после обращения на V1.RU c ней связались из банка и сообщили, что кредитные каникулы предоставлены.