Былое величие шахмат в Волгограде поддерживают школьники. Они ходят в шахматные школы, играют на скучных уроках на задней парте или дома вместе с компьютером. Когда-то весь мир знал российских шахматистов, но что теперь стало с шахматами в России и в маленьких городах (Волгоград теряет статус миллионика). Нарек Манукян — один из тех учеников, которые любят шахматы и ставят на них большие планы.
Все герои
Волгоградская шахматная школа № 20 завысила планку побед настолько, что соседние области боятся тягаться с ней. Волгоградская молодежь дает жару на европейских и мировых досках. На чемпионате мира Данила Павлов стал чемпионом среди взрослых. Александра Мальцевская — чемпионка Европы. Максим Романов — чемпион России. Четверо состоят в сборной России. Все они учились в маленькой школе в Ворошиловском районе.
— У нас все герои! — с гордостью говорит директор шахматной школы № 20 Илдырым Гасанов. — Мы системно выигрываем чемпионаты, наши дети показывают прекрасные результаты.
«Волгоградские дети показывают сталинградский характер»
Спортсмены выиграли кубок страны, с первенства России привезли четыре медали. На соревнованиях среди городов-героев опередили Питер и Москву. Четверка привезла первое место в прошлом году, что было актуально к 80-летию Сталинградской битвы.
— Краснодарский край — ноль. Крым — ноль, Ростовская область — ноль. Мы просто скромные — мало говорим, больше делаем, — объясняет директор. — За прошлый год 12 наших воспитанников стали кандидатами в мастера спорта, один стал международным шахматным мастером.
Послан Богом
На чемпионате области в этом году среди взрослых все первые места выиграли воспитанники шахматной школы № 20. Нарек Манукян выиграл классические шахматы и блиц. Теперь парень готовится к первенству России.
— Сейчас он в высшую лигу попал — это большое достижение. Ждем, чтобы оттуда чемпионом вернулся, — похлопывает по плечу ученика Илдырым Гасанов. — Многие дети наши поедут. Но Нарек — один из тех, кто реально претендует на чемпионское первенство России. Он достойно представит героическую волгоградскую землю, вернувшись к нам с победой.
Нарек в скором времени должен получить кандидата в мастера спорта. Сейчас у него первый разряд. Больше всех переживает за шахматиста его мама:
— Он мне Богом послан был, — гордится победами Анаита Манукян и бережно выкладывает на стол каждую грамоту, — первое место ЮФО выиграл по блицу, это по классике областное первое место, и по блицу опять же областное. Он когда ездит играть, я ему говорю: «Ты моя звезда!»
В прошлом году Нарек завоевал право играть в высшей лиге в Москве. В этом году подтвердил это право еще раз на первенстве ЮФО и успешно сыграл в области. По классике первое место, по быстрым детским — первое. Среди взрослых по классике и по блицу первое, по быстрым — второе.
Опыт против молодости
В высшей лиге будут играть по три человека с каждого федерального округа в возрасте Нарека и кто с прошлого первенства чемпионата сохранил право играть. В турнирах будет 40–45 человек.
— Меня дедушка научил играть в шахматы. Мне было 10 лет, я хотел у него выиграть. Меня еще вдохновил фильм «Жертвуя пешкой». Я увидел, как один из чемпионов мира Бобби Фишер начинал свои партии вечно с хода конем. Я попробовал против дедушки этот прием, как ни странно, мне помогло это выиграть. После этого я решил пойти в шахматную школу, — вспоминает свои первые ходы в шахматах 16-летний Нарек Манукян.
В 11 лет Анаита Манукян привела своего сына в шахматную школу. Ей все говорили, что это поздно:
— Здесь были маленькие детки. Я спросила у тренера: «Они понимают?» Тренер ответил, что, конечно, понимают, еще как, — рассказывает мама Нарека. — С начальной школы я видела, что у него есть знания по математике. С племянниками он в шашки всегда выигрывал. Они даже фигуры прятали от него. Старший сын посоветовал в шахматы младшего отдать. Сердце не подвело, у него такие большие заслуги.
Большой труд совершил тренер, действующий международный гроссмейстер Александр Маслак. Благодаря совместным усилиям Нарек добился таких высот.
— Пришел достаточно поздно, прогрессировал очень быстро, хотя слёз пролил не мало, — вспоминает тренер. — Без слёз не обходится — это эмоциональная встряска, удар сильный. Но он сильный человек, справился с этим, перерос этот возраст и слезы не льет. Вышел на стабильный высокий уровень игры. Самостоятельный, психологически устойчивый. Среди ребят пользуется уважением. Явных эгоистичных выходок нет. Тоже радует, мы же в коллективе всё равно. Уверенно играет, надеемся, что в этом году это выльется в медали на первенстве России. Со стороны мамы я вижу полную поддержку.
Спокойствие помогает Нареку не только обыгрывать своих одногодок, но и с легкостью утирать нос взрослым шахматистам. Более опытные взрослые знают больше, чем молодые, но молодость и расчет вариантов помогают их одолевать.
— Мне предлагали его на турниры отправлять. Но я боялась, он в городе не выигрывает, куда ему турниры? Но на соревнованиях он начал развиваться и получать места, — вспоминает Анаита Манукян. — Я всегда говорю, что его ждут не только дома, но и школа, одноклассники, чтобы похвалить его, настроить на лучшее. Звонит, говорит: «Проиграл». Я говорю: «Не бойся, давай вперед, всё будет хорошо. Даже третье место и то хорошо. Бог дал тебе талант».
Одноклассники не думают даже дразнить шахматиста. Наоборот, только поддерживают, пишут сообщения на соревнованиях, чтобы без победы не возвращался. На линейке всегда отмечают за выигрыши
«У меня мечта — представлять Россию на Олимпийских играх»
— Это цель, которую я хочу в будущем достигнуть, — уверенно говорит Нарек. — Пока готовлюсь к Москве. В шахматной школе первый час — теория, рассматриваем партии, а второй час уже практика. Дебюты, которые увидели в партии, пытаемся использовать во время практики. Дома тренируюсь каждый день, играю с компьютером онлайн, бывает 2–3 часа.
Былая слава шахмат
Раньше из каждого утюга мы слышали с экранов телевидения и радиоприемников: «Каспаров! Карпов!» Сейчас этого нет.
— Но, к удивлению, на соревнования приезжают огромные делегации со всех уголков страны, — рассказывает директор шахматной школы. — Спрос на шахматы огромный, последнее время особенно на территории Волгоградской области. Открываются коммерческие школы по шахматам.
Раньше существовал термин «Советская шахматная школа» — то есть широкая доступность занятий и обучения. В домах пионеров, домах культуры, школах, при заводах были шахматные кружки. Существовала стройная система отбора, были четвертьфиналы, полуфиналы, финалы. На верх выходили самые сильнейшие, и они получали мощную государственную поддержку. Они были лицом страны.
— Шахматная корона считалась признаком умной нации. Это было престижно. Чемпионов мира у нас не так много за всю историю. Всего 16. Эту галерею знают и чтят, — объясняет тренер Александр Маслак. — Мы сильно потеряли позиции после распада Советского Союза. У нас в команде были и украинцы, и грузины. В женской сборной грузинки основу составляли. Были из Белоруссии и Прибалтики. В сборную попасть было чрезвычайно сложно.
Сейчас эти страны создают большую конкуренцию России. В прошлом году на Кубке мира выиграл Казахстан.
— У них выросло очень мощное молодое поколение, — поясняет Александр Маслак. — В Азербайджане существует государственная программа развития шахмат в стране. Программу лично подписывает президент, и выделяется финансирование. Азербайджанские тренеры сказали, что у них в школе обучается 650 учеников, тогда как в нашей всего 265. У них одна школа в Баку, как наши три.
Если посмотреть на карту первенства России, из самых разных регионов страны успешно играют, завоевывают медали, таланты рождаются везде. И волгоградская земля богата шахматными талантами.
— Нашим юниорам по 20 лет только, а уже чемпионы мира и Европы. Сейчас хорошее поколение растет, подмечает тренер Александр Маслак.