Вчера городской суд Камышина Волгоградской области обязал предпринимателя Хатыв Смояна восстановить снесенный им год назад объект культурного наследия, дав на это пять лет.
О завершившемся судебном споре рассказал на своей странице в соцсетях председатель совета Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. По словам общественника, речь идет об объекте культурного наследия «Владение Старых (флигель)», расположенный на улице Пролетарской, 32 в Камышине и входящий в ансамбль застройки «Исторический центр города Камышина».
— 8 июля прошлого года Волгоградское региональное отделение ВООПИК сделало запрос в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области о законности сноса, — пишет Валерий Котельников. — Сотрудники комитета выехали с проверкой, в ходе которой был установлен снос объекта культурного наследия. По результатам проверки прокуратурой было возбуждено уголовное дело, а комитетом подан гражданский иск о воссоздании здания. Гражданский иск начали рассматривать в январе, и лишь сегодня вынесено решение суда. Собственник обязан в течении двух лет разработать проектно-сметную документацию, на согласование которой с органами госохраны ОКН ему дается еще год, после чего в течении двух лет должны быть проведены работы по воссозданию памятника. Уголовное дело, насколько мне известно, в стадии расследования.
По словам общественника, решение Камышинского городского суда создало прецедент для Волгоградской области:
— Собственники объектов культурного наследия должны понимать, что снос «малой кровью», то есть штрафом и общественным порицанием, теперь не обойдется. За вандализм придется платить — и уголовным преследованием, и крупными финансовыми расходами. И, даже снеся памятник, цели своей он всё равно не добьется, его придется воссоздавать в том же виде и на том же месте, — объяснил Валерий Котельников. — И нельзя не отметить, что сегодняшнее событие является примером слаженного конструктивного сотрудничества государственных органов и общественной организации.
По данным Камышинского городского суда, истцом выступал Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. Ответчиком — предприниматель из города Петров Вал Хатыв Смоян. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, а также Минкульт России проходили по делу третьими лицами. Решение по делу на сайте Камышинского городского суда на момент публикации материала выложено не было.
На сохранившихся панорамах карт «Яндекс» и Google очень хорошо виден спорный дом. И если при виде цокольного этажа еще может закрасться мысль о том, что дом построен когда-то очень давно, то верхняя часть здания, кажется, ничем не отличается от тысяч аналогичных домов в частном секторе того же Волгограда, Камышина или Дубовки, деревянных домов, обшитых для красоты окрашенной вагонкой.
По соседству с уничтоженным объектом культурного наследия — здание, в котором разместились оптика, магазины семян и часов. Индивидуальный предприниматель Хатыв Смоян, проходящий сейчас по делу, возбужденному по факту уничтожения объекта культурного наследия, уверяет, что не знал об особом статусе дома.
— Дом был в аварийном состоянии, и мы просто не знали, что он относится к объектам культурного наследия, — объяснил предприниматель. — Сейчас на меня возбудили уголовное дело, считают, что у меня был умысел на уничтожение дома. Хотя нигде не было указано, что у дома особый статус. Только под конец разбирательства выяснилось, что на землю, на которой стоит дом, были наложены обременения. Как следствие, обременения автоматически накладывались и на дом, хотя по документам ничего подобного не было.
Напомним, с похожей проблемой столкнулся индивидуальный предприниматель Иван Кирсанов, купивший в Волгограде дом с двумя адресами — Краснослободской, 20 и Рабоче-Крестьянской, 39а. Дом продавался как строение по улице Рабоче-Крестьянской, однако входил в список объектов культурного наследия с адресом Краснослободская, 20.
— Когда я купил это здание, то на нем не было никаких ограничений, — рассказывал V1.RU индивидуальный предприниматель. — Мы даже сделали запрос в комитет охраны объектов культурного наследия. Там тоже ответили, что дом не является объектом культурного наследия. Мы зашли на объект, начали его приводить в порядок, и вдруг выяснилось, что у дома все-таки особый статус.