В школах Волгограда может вернуться трудовое воспитание. Законопроект о внесении изменений в закон «Об образовании» в части трудового воспитания учащихся уже прошел первое чтение в Государственной думе.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, одна из основополагающих целей образовательных организаций — научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни. Только ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме.
Формирование правильного отношения к труду — это длительный процесс, имеющий отсроченный результат, и этот процесс необходимо начинать в детстве.
— Предлагаемые новеллы относят к обязанностям обучающихся участие в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой с учетом возрастных и психофизических особенностей, поддержание в стенах образовательного учреждения чистоты и порядка, — говорится в документе. — В связи с предлагаемым новым подходом к воспитанию в образовательных организациях, норму о запрете привлечения обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, предлагается исключить.
Предполагается, что изменения в закон помогут выработке у детей чувства причастности к единому делу, выработке активной жизненной позиции, умению ориентироваться в социуме. Образовательные учреждения же получат возможность содействовать добровольческой деятельности обучающихся и их участию в общественно полезном труде.
Проще говоря, после вступления в силу закона, в школах Волгограда могут появиться предмет, который во времена СССР назывался "Общественно-полезный труд", а педагоги получат право привлекать учеников к легким работам при ремонте школы, уборке территории, уходу за пришкольным земельным участком и уборке помещений учебного заведения.
Депутат Госдумы от Волгоградской области Алексей Волоцков полагает, что это решение позволит приучить детей к труду со школьной скамьи:
— В советское время это было, и я общественно полезный труд в свое время застал, — объяснил важность законопроекта Алексей Волоцков. — Мы что-то красили в школе, благоустраивали школьный двор, оставались дежурными по классу, убирали. Это было совершенно нормально! И наряду с этим нужно решать вопросы об уроках труда, чтобы девочки умели пришивать пуговицы и готовить, а мальчики — что-то мастерить руками. Это даст в будущем только плюс, когда глава семьи сможет забить гвоздь и починить что-то по электрике, а хранительница очага — пришить ту же пуговицу или приготовить ужин. Кроме того, необходимо возрождать и учебно-производственные комплексы, где давали основы профессии. Я вот, например, получал профессию электрика, кто-то учился на водителя и сдавал на права. Потом эти навыки очень пригодились в жизни. Это очень важно, это первый шаг к трудовому воспитанию, и я полагаю, что его следует продолжить — девочек обучать приемам первой медицинской помощи, мальчиков — управляться с техникой. Это всё в совокупности должно помочь в развитии трудовых отношений, привлечь молодежь к труду, чтобы она поняла, как ценен труд.
Учитель года — 2019, преподаватель русского языка и литературы школы № 55 «Долина знаний» Лариса Арачашвили уверена — подобные «прививки трудом» пойдут школьникам только на пользу:
— Человеку свойственно больше ценить то, что достается собственным трудом, — считает педагог. — Если он сам посадит это деревце, то однозначно его не сломает, поскольку потрудился, чтобы его вырастить. Если он помог убрать класс, значит, он несколько раз подумает, прежде, чем в следующий раз бросить бумажку. И что гораздо более важно, что этот опыт будет экстраполироваться не только на то, что он сделал своими руками, но и на остальное.
Схожего мнения придерживается заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 12 Дмитрий Иванов:
— Труд — важный аспект социализации в жизни подростков. Возвращение в современную школу трудовых обязанностей для учащихся — это важный шаг для современной образовательной системы, — считает педагог. — Внешне это выглядит как допнагрузка, но по факту вся эта история уже интегрирована в институт современной школы — дежурство, помощь по классу (мытье доски, полив растений и так далее), летняя отработка, уроки технологий. Для меня как педагога и администратора в образовании весь этот шаг со стороны Министерства просвещения — лишь приданиям всем этим функциям учащихся правовой базы для интеграции норм школьной жизни в ежедневную рутину.