Житель Волгограда нашел загадочный снимок Сталинграда столетней давности. По словам общественника Сергея Островского, уникальную фотографию с изображением строительства печи Гофмана он приобрел через интернет, а само изображение позволяет гораздо глубже взглянуть на довоенную историю города.
«Печь Гофмана», или «кольцевая печь», — массивная печь, в которой глина обжигалась при температуре около 1000 °C по Цельсию для производства кирпичей и плитки. Это была круглая, эллиптическая или прямоугольная кирпичная конструкция, состоящая из бесконечного туннеля, разделенного на 12–24 камеры, соединенных друг с другом и с главным дымоходом, ведущим к большому дымоходу. Каждая из камер также имела отверстие, через которое загружались и выгружались кирпичи, закрывавшееся дверью или временной кирпичной стеной. В 1858 году ее запатентовал немецкий ученый Фридрих Хоффман.
По словам общественника Сергея Островского, он обнаружил черно-белую фотографию довоенного Сталинграда на интернет-портале «Мешок».
— Житель Таганрога продавал ее сначала за 10 000 рублей, потом за 8000. В конце концов я договорился на 4500, — сообщил волгоградец. — Написал ему, что являюсь председателем «Дома с лебедями». Сказал, что люблю историю и пытаюсь ее вернуть на родину. История нашего края разбросана по всему миру, и иногда она стоит очень дорого.
Качество купленного Островским снимка действительно поражает. На небольшой фотографии запечатлено строительство печи Гофмана. Десятки работяг, оцепивших территорию, смотрят в объектив камеры. Детальность снимка позволяет разглядеть не только наряды трудяг, но и выражения их лиц. Позади бурной стройки виднеется глухая степь с торчащей из-под горизонта водонапорной башней. В правом нижнем углу упомянуто имя автора фотографии. «Фотограф Гавриленко» — втиснуто на лицевой части снимка. Обратная сторона также представляет немалый интерес. «Момент кладки печи 26 сентября 27 года на заводе «Красный кирпич» в Сталинграде», — написано на обороте. Всё это сопровождается официальной печатью «Красного кирпича».
Однако качество фотографии — не единственная ее ценность. По словам Сергея Островского, изображение таит в себе огромное количество подробностей и загадок.
— Это фото поразило меня своим качеством, — поделился Сергей Островский. — Люди стоят во время работы и позируют. Тогда приезд фотографа был целым событием. Но самое удивительно открылось для меня позже. Говоря наперед: история куда масштабнее. Дело в том, что в нашем волгоградском архиве я какое-то время назад обнаружил целый альбом фотографий довоенного Сталинграда. Принадлежал он организации «Стальгубстрой» и датировался 1928 годом. Целый альбом был посвящен постройкам этого предприятия. Оно проводило капитальный ремонт зданий на территории Сталинграда после гражданской войны. Взглянуть на эти снимки довольно проблематично, необходимо оплатить пошлину. Содержится в альбоме более 20 фотографий. Там и строительство завода «Красный октябрь», и возведение «Баррикад». Запечатлели даже еще не взорванный собор Александра Невского. В числе снимков оказался и построенный на тот момент всего на два этажа «Дом с лебедями». В общем, фотография с печью Гофмана, которая теперь хранится у меня дома, очень схожа с экземплярами этого альбома. Экспозиция, качество, плюс фотографов тогда было мало. Я уверен, что автором этих архивных изображений также является Гавриленко.
Расследование общественника растянулось на несколько месяцев.
— Я долго разбирался в том, что такое «Стальгубстрой». Ни один архив, ни один краевед и историк не смог рассказать мне хоть что-то об этом предприятии. Никто ничего не знает, — утверждает волгоградец. — Период после гражданской войны очень сложный для архивов, и материалов почти нет. У меня был на руках альбом этой организации, но рассказать ничего о ней мне сотрудники не смогли. Несколько месяцев я пытался хоть что-то найти. Попутно узнал историю «СТАЛГРЭС» — это наша гидроэлектростанция. И тут в четыре часа ночи меня осенило: а что если в названии «Стальгубстрой» убрать мягкий знак. Я полез на сайт волгоградского архива, ввел в поиске «Стальгубстрой» — и всё получилось. Я нашел 320 страниц документов, сопровождающих тот самый отчетный альбом, что был у меня в руках. Оказывается, это отчет о крахе предприятия. О его национализации.
По мнению Островского, именно из того кирпича, что производила изображенная на фотографии печь, и был создан располагающийся в центре Волгограда «Дом с лебедями».
— Так как фотография, что сейчас лежит у меня, явно родственна с архивным альбомом, мне кажется, что предприятие «Красный кирпич» тоже попросило фотографа запечатлеть момент создания печи на снимок, — сообщил Сергей Островский. — Скорее всего, эти организации взаимосвязаны, а может быть, «Красный кирпич» вовсе был частью «Стальгубстроя». На то, что кирпичи, произведенные на этой печи, использовались при строительстве «Дома с лебедями», указывает не только связь этих организаций. Фотографии с его возведением и с созданием печи Гофмана сделаны в один период.
Сергей предполагает, что строителями, изображенными на снимке, могли быть заключенные исправительных лагерей.
— В документах также указано, что всё строилось организацией «Исправтруддома», — рассказал общественник. — Я на сайтах бесплатных объявлений недавно нашел документ НКВД. Там мужик указал, что у него на иждивении находится сын, и там подпись «Исправтруддома». То есть люди на фотографии — заключенные. Они трудились на благо молодого советского государства. К сожалению, об этих предприятиях практически нет никакой информации. Неизвестно, где фото было сделано. Где-то на территории Сталинграда. Благо теперь оно станет еще одной нитью в этой загадке и истории нашего родного края.
Историческим снимком заинтересовались и другие волгоградцы. По словам Юрия Филина, фотография таит в себе гораздо больше, чем кажется.
— Сам завод «Красный кирпич» был запущен в 1914 году, — сообщил Юрий Филин. — Хозяином его был купец Гнутов. На 1935 год было около 130 рабочих. Обслуживал он исключительно нужды ж/д. Это ничем не примечательный завод, расположенный ранее при станции Ельшанка. Но главный интерес этого фото в другом. В правом дальнем углу мы видим церковь Александра Невского в Ельшанке. Фотографий ее больше нет. Построена она благодаря купцам Царицына Репниковым и Ворониным, которые были самыми богатыми людьми в городе. Церковь была деревянная и сгорела во время войны.