В Волгограде завершен один из этапов поисковой операции на месте крушения ночного бомбардировщика Ли-2, сбитого зимой 1943 года. Поисковикам удалось поднять останки командира корабля и одного из неопознанных летчиков, также входивших в состав экипажа.
— 15 января самолеты 4-го Гвардейского авиационного полка дальнего действия вылетели на бомбардировку аэродрома Питомник (основной транспортный аэродром окруженной немецкой армии под Сталинградом). К сожалению, военно-воздушные силы Красной армии при выполнении этой задачи потеряли три самолета Ли-2 с экипажами. Самолет гвардии старшего лейтенанта Анатолия Дмитриева подбит истребителем противника на подлете к цели, — пишут участники проекта «Крылья Сталинграда». — Командир отдал команду экипажу покинуть самолет. Стрелок-радист гвардии старшина Александр Гоголев приземлился на парашюте на передний край немецкой обороны и был взят в плен, но уже на следующий день был освобожден войсками наступающей Красной армии. Отправлен в госпиталь, закончил войну начальником связи авиаполка. Судьба других членов экипажа: штурмана гвардии старшего лейтенанта Василия Цыплева, бортмеханика гвардии техника-лейтенанта Владимира Морозова, воздушного стрелка гвардии старшего сержанта Ивана Лепистова и их командира осталась неизвестна. Они числились не вернувшимися с боевого задания. По аэрофотосъемке и деталям, установленным на месте, можно предполагать, что самолет пытались посадить, но находящиеся в нем бомбы начали детонировать при касании земли. С большой вероятностью тела летчиков в искореженном самолете обнаружили части наступающей Красной армии и похоронили в ближайшей воронке.
О том, где находился аэродром Питомник и какое значение он имел для Сталинградской битвы, можно прочитать в отдельном материале.
23 августа 2024 года поисковики в очередной раз отправились в поле в надежде установить детали гибели самолета и судьбу экипажа. В воронке, образовавшейся в результате взрыва одной из авиационных бомб данного самолета, удалось обнаружить останки двух членов экипажа и найти орден «Красная звезда» № 43103, который и пролил свет на события зимы 1943 года.
— Место падения практически отработано, особо там секретов нет, — рассказал Дмитрий Куфенко, руководитель поискового объединения «Уран», которому принадлежит проект «Крылья Сталинграда». — Ли-2 упал в нынешнем Городищенском районе, недалеко от Россошинского мемориального кладбища. Шесть лет назад там работали первые поисковики из Ханты-Мансийского автономного округа, но они начали работать с другой стороны, где было больше фрагментов самолета и просто не дошли до места, где похоронили летчиков — их могилой стала отдельная воронка. На тот момент никаких признаков гибели экипажа не было, номерных деталей тоже еще не подняли. Раскопки отложили на «потом».
В ходе поисковых работ поисковикам удалось найти двух летчиков. Один из них оказался командиром корабля Анатолием Дмитриевым. Это удалось установить по номерам орденов Красной Звезды и Ленина. Кто второй летчик, найденный в воронке, пока неизвестно.
— Никаких личных вещей при останках обнаружено не было, — рассказывает Дмитрий Куфенко. — Личность, скорее всего, будем определять только по тесту ДНК. Одно ясно, это не штурман, потому что при таком типе парашюта, остатки которого обнаружили вместе с телом, управлять самолетом неудобно. Мы предполагаем, что это или бортмеханик, или стрелок. Один из стрелков, Александр Гоголев, выпрыгнул и остался жив. Поэтому или бортмеханик, или стрелок — или Иван Лепистов, или Владимир Морозов. Василий Цыплев, скорее всего, мог выпрыгнуть или захоронен где-то рядом. Но это уже будет тема для дальнейших исследований.
Поисковики намерены поднять фонды архивов дальней авиации, параллельно заняться поиском родных командира корабля. Скорее всего, они остались жить в России, поскольку жена погибшего пилота жила в Читинской области.
Напомним, в августе 2016 года в результате пожара на высохшем из-за засухи озере Большом Широком были обнаружены остатки немецкого бомбардировщика Не-111, сбитого 24 августа 1942 года над центром Сталинграда. Прибывшие на место поисковики начали извлекать остатки самолета, но вынуждены были прервать работу из-за обнаружения на глубине около двух метров 250-килограммовой фугасной авиабомбы. Сотрудники МЧС приняли решение не извлекать боеприпас из земли. Напротив, к месту гибели самолета были привезены авиабомба ФАБ-250, найденная при демонтаже зданий бывшего винзавода в Ворошиловском районе, и ФАБ-100, найденная в поселке Октябрьском. Одновременным подрывом всех трех авиабомб остатки Не-111 были полностью уничтожены.
В мае 2019 года близ станицы Трехостровской Иловлинского района был открыт памятник двум погибшим летом 1942 года советским лктчикам Михаилу Преснякову и Ивану Богачеву. 19 августа в 1942 году, направив горящий Ил-2 на скопление танков врага, погиб лейтенант Михаил Пресняков, а 22 августа погиб лейтенант Иван Богачев. Он направил горящий самолет на мостовую переправу фашистов.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.