Капитальный ремонт невероятно преобразил знаменитый «Дом с лебедями» на улице Ленина в самом центре Волгограда. В завершение подрядчики добавили фасаду то, что не помнит никто из горожан и чего не было видно на архивных фотографиях, — яркий цвет рисунков. Два художника красят знаменитых лебедей, несмотря на первоначальный замысел архитектора акцентировать внимание на украшениях дома только за счет игры света и тени. Смотрим, как преображается фасад, несмотря на протесты некоторых жителей, считающих, что красные лебеди добавили дому не красоты, а аляпистости.
Общественник и председатель совета «Дома с лебедями» Сергей Островский рассказал, что долго занимался изучением истории легендарного дома и копался в воспоминаниях архитектора Федора Лысова, который и восстанавливал разрушенное после войны здание.
— Федор Лысов, автор проекта восстановления нашего «Дома с лебедями», приехал из Москвы в Сталинград. Работал он под началом Вадима Масляева. «Дом с лебедями» — его первое творение, которое удалось возродить, это первый восстановленный дом на улице Мира, — говорит Сергей Островский. — Федор Лысов пришел к Вадиму Масляеву, говорит ему, что от дома осталась одна коробка, но крепкая. Улицу Мира восстанавливали в стиле сталинского неоклассицизма, а он не может добавить эти элементы. Масляев ему подсказал: «Не можешь добавить конструктива — нарисуй его». Федор Лысов пишет: «Я всю ночь чертил, проектировал, был озарен идеей». И он изобразил на фасаде эти рисунки, которые были выполнены в технике сграффито — это когда штукатурку смешивали с суриком. Потом наносили слой цветной штукатурки, клали трафарет с изображением, клали второй слой белой штукатурки и потом убирали трафарет. То есть это двухслойная штукатурка, грубо говоря.
Как рассказал Сергей Островский, по воспоминаниям Федора Лысова, в 1949 году дом перекрасили серой масляной краской.
— Дальше случилось нечто. Дом был закрашен серой масляной краской для заборов. Федор Лысов описывает эти события в своих мемуарах. Он уехал с Масляевым утверждать проект Дворца труда в 1949 году. Дом, какой он сейчас, восстановленный, простоял всего несколько лет. Как это произошло? Есть две версии, — говорит общественник. — Сам Лысов описывает эту картину: «Я был настолько расстроен, разбит. Пришел к Василию Симбирцову, ни одного матерного слова я не слышал от него, но в разговоре по телефону с начальником Горжилуправления Кубышкиным он выпалил целый заряд. Повесив трубку, Симбирцев сказал: „Хоть у этого человека фамилия и Кубышкин, но кубышка у него полна дерьмом“». А о второй версии я узнал несколько лет назад. Мне скинули вырезку из газеты «Сталинградская правда», где какая-то партийная женщина описывает, что эти рисунки на фасаде дома портят облик всей улицы и порочат партийную идею, что это недостойно Сталинграда. Видимо, по этой причине и закрасили дом.
Сейчас лебеди, чайки, павлины, журавли на фасаде приобрели насыщенный красный цвет. Профессиональные художники Олег Тыртов и Андрей Демидов за три недели преображали фасад дома, тщательно прорисовывая каждую деталь.
— Сейчас при капитальном ремонте нашего дома удалось совершить почти невозможное. Генподрядчик нанял профессиональных художников-реставраторов, и они расписали по контррельефу вот эти изображения. Мы не смогли размыть оригинал. Там всего шесть слоев краски были. Все смылись, кроме одного — того самого серого слоя масляной краски, благодаря которому сохранился контррельеф, — говорит общественник. — Художники маленькими шпательками лепили его миллиметр за миллиметром. У них было мало времени, сжатые сроки, но получилось достойно. Мы долго искали художников. И только два человека согласились помочь за зарплату учителя. Работа тяжелейшая. Я когда поднялся на леса, там пропасть в полметра между лесами и домом. Получается, что с вытянутыми руками приходилось работать им. Художники говорили, что им очень повезло с погодой.
По словам Сергея Островского, не все жители оценили обновленный фасад здания. Многим не понравился резкий красный цвет, а кто-то и вовсе высказался против рисунков.
— В комментариях уже появилась критика, подобная той самой, которая была у партийной работницы. То, что эти рисунки недостойны архитектуры города. Но мы же их не выдумали! — говорит общественник. — Пришлось преодолеть десятки барьеров бюрократии, чтобы это всё случилось.
Художник Олег Тыртов рассказал, что за время работы пришлось столкнуться со многими техническими сложностями. По его словам, некоторые элементы приходилось восстанавливать полностью.
— Мы работали вдвоем. У Андрея была попроще задача, там было меньше утраченных участков. Мне пришлось много восстанавливать, элементов 7–8. Криво, косо, может, где-то, но в условиях ограниченности времени успели до сентябрьских дождей, — говорит художник. — Большой проблемой является то, что когда люди ставят пластиковые окна, они выбивают откос и, соответственно, выбивают часть орнамента. Потом всё это замазывают под шпатель цементом. Приходилось иногда по-новому восстанавливать рисунки. Некоторые участки были просто смыты. Много мест, где мы наращивали толщину. Что меня удивило — реакция людей. Я понимаю, когда проходят люди в возрасте, показывают «класс», а бывают моменты, когда дети и подростки обращают внимание, окликают меня, кричат: «Круто». Я даже пустил скупую мужскую слезу однажды, приятно это.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!