Глава СК Александр Бастрыкин дал повторное поручение возбудить уголовное дело по факту необеспечения техническими средствами реабилитации инвалида из Волгограда Антона Журавлева. Мужчина получил тяжелейшую травму на стройке в подмосковном Щелково, однако до сих пор не обеспечен всеми необходимыми техническими средствами реабилитации. А на жалобы с просьбой привлечь к ответственности сотрудников регионального отделения Социального фонда России и Главного бюро МСЭ по Волгоградской области после проверки приходят ответы, что состава преступления в действиях чиновников не обнаружено.
«Нас услышали в Москве»
Напомним, история Антона Журавлева началась 30 января 2022 года, когда он сорвался с шестого этажа жилого комплекса «Солнечная долина» в подмосковном Щелково. Травмы, полученные мужчиной, не стали смертельными, но сделали мужчину неходячим инвалидом. Подробнее об этой истории мы писали в отдельном материале. Чтобы доказать факт трудовых отношений и добиться выплат от работодателя, мужчине и его представителю пришлось больше года судиться, пока в конечном счете не было заключено мировое соглашение на тех условиях, которые устроили Антона: факт трудовых отношений был подтвержден, фирма выплатила компенсацию.
Однако дальше начались новые сложности: сейчас мужчина сражается с чиновниками бюро медико-социальной экспертизы, которые, по его мнению, лишают мужчину как минимум полноценной реабилитации и не признают его сломанную спину несчастным случаем.
Впрочем, благодаря неимоверным усилиям супруги мужчины дело удалось сдвинуть с мертвой точки.
— Мы продолжали писать жалобы в Москву и там нас, наконец, услышали, — рассказывает супруга Антона Анастасия. — Правда, сказали приезжать лично. Прикованному к коляске инвалиду это сделать очень легко, сами понимаете. Тем не менее Антону провели в Москве комиссию и вписали в программу все средства реабилитации, а также включили весь пропущенный период производственной травмы. В итоге фонд доплатил почти 400 тысяч. Травма, полученная Антоном, наконец-то стала полностью производственной и мы получили часть компенсации за не вписанные Волгоградским МСЭ, но приобретенные средства реабилитации.
В список средств реабилитации при этом вошли не только инвалидная коляска, но даже робот-пылесос со станцией очистки, стиральная машинка с боковой загрузкой и регулируемый по высоте унитаз.
Параллельно Анастасия жаловалась и в Следственный комитет. Глава ведомства Александр Бастрыкин в мае 2024 года взял на контроль ход проверки по жалобе женщины.
— Ввиду многочисленных нарушений при оформлении документов для установления инвалидности пострадавший получает меньшее количество льгот, чем предусмотрено законодательством, — говорилось в сообщении. — Председатель СК РФ Александр Бастрыкин поставил ход процессуальной проверки на контроль в центральном аппарате ведомства и поручил руководителю СУ СК России по Волгоградской области Василию Семенову представить доклад об установленных в ходе проведенных проверочных мероприятий обстоятельствах, а по результатам проверки — о принятом процессуальном решении, — сообщили в Следственном комитете.
Отказ за отказом
— Первая проверка после моего обращения была закончена 6 июня 2024 года, — рассказывает Анастасия. — Материалы проверки были выданы позже и только после обращения. В возбуждении уголовного дела было отказано. Причем в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела даже отсутствовала мотивированная часть. Меня это не устроило, и я опять написала обращение в приемную председателя СК Александра Бастрыкина. СО по Центральному району возобновил проверку — и снова отказ с отсылкой на то, что изменение даты степени утраты трудоспособности можно изменить в порядке гражданского судопроизводства. Для нас это чрезвычайно важно хотя бы потому, что Антону не была вписана половина технических средств реабилитации.
Третья проверка началась в декабре прошлого года. Завершилась она после новогодних праздников, а Анастасия и Антон получили очередной отказ в возбуждении уголовного дела.
— Еще летом прокуратура Центрального района также провела проверку и также предложила нам обжаловать дальше и обращаться в суд, — говорит Анастасия. — Они так же, как и следователи, считают, что в действиях сотрудников волгоградского МСЭ и Соцфонда нет состава преступления по статье «Халатность».
Время течет очень быстро, срок давности по этой статье всего два года, но это, к сожалению, никого не волнует.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что Антону Журавлеву проведены все необходимые медико-социальные экспертизы, назначена программа реабилитации, которая по его просьбе неоднократно менялась. Ему назначено 100% утраты трудоспособности, и для обеспечения его техническими средствами реабилитации требуется только подать заявление. Но не в Волгоградское отделение социального фонда России, а в московский филиал.
Новое дело?
В отчаянии женщина снова написала в интернет-приемную Александра Бастрыкина. Тот снова дал поручение провести проверку и возбудить уголовное дело:
— В комментариях в аккаунте приемной председателя СК России Александра Бастрыкина размещено обращение жительницы города Волгограда. Она выражает несогласие с ходом установления обстоятельств нарушения трудовых прав ее супруга. В январе 2022 года мужчина, неофициально работавший арматурщиком в одной из компаний, при выполнении работ упал с высоты шестого этажа строящегося дома в городе Щелково Московской области и получил травмы, повлекшие паралич обеих ног. Ввиду многочисленных нарушений при оформлении документов для установления инвалидности пострадавший получает меньшее количество льгот, чем предусмотрено законодательством. До настоящего времени никто к ответственности не привлечен, — говорится в сообщении телеграм-канала СК России. — В СУ СК России по Волгоградской области проводится процессуальная проверка. Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин дал указание руководителю СУ СК России по Волгоградской области Василию Ивановичу Семенову возбудить уголовное дело и представить доклад о предварительных и окончательных результатах его расследования. Исполнение поручения поставлено на контроль в центральном аппарате ведомства.
V1.RU направил запросы в региональное бюро МСЭ и Социальный фонд России с просьбой прокомментировать ситуацию.
— Если дело дойдет до суда, это будет очень показательный процесс, — считает Анастасия. — Во всех регионах одно и то же. Я сейчас консультирую одного человека, также получившего травму на производстве, так ему эксперт сказал: «Ну вы же можете сделать шаг с помощью двух мужчин». Еле-еле удалось отбить мужчине первую группу инвалидности — до этого ему хотели давать вторую. А при помощи двух мужчин и мой Антон наверняка шагнет.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь!