Введенную губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым цензуру после массированной атаки БПЛА обсуждают жители Волгограда. Они предполагают, что в каком-либо из следующих постановлений им запретят снимать на видео и фото, а тем более рассказывать СМИ, про ямы на дорогах, лопнувшие трубы или отсутствие в кранах воды. Удивило горожан и то, что в своем постановлении Андрей Бочаров прописал запрет на внимание к атакам БПЛА по всей России, за что нарушители будут отвечать по кодексу Волгоградской области.
Запретить нельзя разрешить…
Напомним, постановление губернатора о вводе цензуры появилось после массированной атаки БПЛА в ночь со 2 на 3 февраля, когда жители возмущались отсутствию сигналов тревоги и оповещения, а информацию получали лишь из телеграм-каналов и чатов в соцсетях. При этом официальный комментарий Андрей Бочаров сделал лишь утром.
Теперь, ссылаясь на необходимость усиления общественного порядка, Андрей Бочаров запретил жителям фотографировать и снимать на видео не только полеты БПЛА в небе, найденные на земле беспилотники и их обломки, но и нанесенные ими повреждения и разрушения, а также оставленные следы.
Попутно в постановлении оказался вписан даже запрет на фотографирование и видеосъемку несущих службу сотрудников правоохранительных органов, например полицейских. И оказалось запрещено распространяться о местонахождении правоохранительных органов. Если понимать постановление Андрея Бочарова буквально, то сообщать адрес райотдела полиции с 6 февраля уже может быть наказуемо по КоАП Волгоградской области.
«Мы ничего не узнаем и больше не будем бояться»
Жители Волгограда отреагировали на постановление, как раньше говорили, «с чувством глубокого удовлетворения»:
— Теперь мы ничего не узнаем и больше не будем бояться. Хорошо, правда же?
— Я бы еще хотела бы не слышать и не видеть это всё ночами.
— Это как страус прячет голову в песок — и всё тихо и хорошо!
— То есть теперь, если я увижу беспилотник, я не могу его снимать. Хорошо, как скажете. Только и позвонить, сообщить о нем я тоже не могу. Поскольку видео не снял, и доказать, что это не ложный вызов, возможности нет. А вы такие строгие и за всё караете. Всех, кроме себя.
— За то, что снимал, тоже спросят типа: с какой целью снимал? Может, чтобы отчет послать врагам? Нельзя ничего! Теперь, как и раньше: только шепотом и дома.
«Ждем запретов на фотографии размытых ям»
Многие горожане сразу предположили, что постановление Андрея Бочарова далеко не полное и стоит ждать появления дальнейших запретов:
— А что, давайте вообще введем запрет на публикацию любого негатива, — рассуждает горожанин. — Запретим публиковать разбитые дороги, коммунальные прорывы, суды над бывшими главами районов. Зачем распространять негатив в такое сложное для страны время? Давайте жить в вакууме из релизов чиновников и телевизора.
— Разрешается только сидеть смотреть телевизор, где всё очень хорошо, и мы, настоящие герои, победили всех врагов
— Ждем запретов на фотографии размытых ям, открытых колодцев и так далее.
— То есть собственник, чье имущество будет повреждено в результате падения, даже не вправе зафиксировать при помощи камеры убыток?
«Для вражеских „голосов“ меры запрета бесполезны»
Другие горожане предполагают, что запреты коснутся прежде всего официальных СМИ региона и обычных горожан, а не повлияет на так называемые «фейки». Под сомнение поставили и качество подготовки самого документа.
— Как обычно, под раздачу попали официальные СМИ и авторизованные пользователи социальных сетей, — пишет известный журналист и член Общественной палаты Сергей Жуков. — Для анонимов, фейковых аккаунтов и вражеских «голосов» меры запрета бесполезны. А вот проверить слухи фейкометов теперь от очевидцев событий и из первоисточников будет весьма затруднительно.
— Посыл понятный. Даже верный. Но текст документа… — рассуждают в телеграм-канале «О Волгограде без…» — Там что, набирают только родственников и любовниц? Человека с юридическим мышлением и здравым смыслом не нашлось?
— Нам очень интересно посмотреть, как Бочаров и компания будут пытаться оштрафовать за новости об атаках БПЛА в регионе, например, Mash или Baza или федеральные «Ведомости», — задаются вопросом в телеграм-канале «Аллея Героев».
Юристы отметили и то, что в постановлении губернатора говорится о запретах фотовидеосъемки и публикаций не только на территории Волгоградской области, но и других субъектов Российской Федерации.
— То есть постановления губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова теперь вдруг распространяются и на иные субъекты России? — возник вполне обоснованный вопрос у жителей Волгограда.
— Иными словами, — задумался над переводом канцелярского на русский политолог Вадим Шумилин. — Теперь какой-нибудь, скажем, воронежский ресурс, опубликовавший новость об ударе по этому городу, или даже федеральное СМИ, написавшее о налете на, допустим, Казань, по неофициальным источникам, будет отвечать по всей строгости постановления губернатора Волгоградской области?