Отреставрированный грузовик выглядит только сошедшим с конвейера
Отреставрированный грузовик выглядит только сошедшим с конвейера

Немецкий грузовик Steyr 1500А, перевозивший пехоту и вывозивший раненных в боях за Сталинград солдат вермахта, передан после реставрации в экспозицию волгоградского музея-заповедника «Сталинградская битва».

После реставрации автомобиль стал выглядеть по-настоящему брутально
После реставрации автомобиль стал выглядеть по-настоящему брутально

Как рассказала V1.ru заместитель заведующего отделом экспозиционно–выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Татьяна Кузьмина, этот немецкий грузовичок в годы войны перевозил и раненых, и резервную пехоту.

Музею-заповеднику «Сталинградская битва» передали отреставрированный грузовик вермахта

– Конечно, для нашего музея это очень ценный экспонат, – рассказала V1.ru Татьяна Кузьмина. – Реставраторы проделали огромную работу, кропотливо подбирая все детали. Восстановить его из обломков один в один с прообразом этой техники – задача не из легких. Ребятам пришлось идентифицировать и собрать огромное количество деталей.

Восстановлением грузовика восемь месяцев занимался известный волгоградский реставратор Павел Аржанов.

-Из частной коллекции известного российского антиквара Дмитрия Бушмакова мы получили раму и передний мост, – рассказывает Павел Аржанов. – Двери, крыша и капот нам достались в очень плохом состоянии. По сути всю ходовую часть пришлось воссоздавать заново. Мы покупали новую резину и рессоры, а тент грузовика мы изготавливали сами по специальным чертежам. Особое внимание стоит уделить приборной доске. За образец была взята приборная доска легкового автомобиля Steyr, который находится в частной коллекции в Самаре. Руль в отреставрированном грузовике родной. Ручки отливали по образцам. Передние фары автомобиля купили в Германии. Сначала автомобиль выглядел неприглядно, но в ходе реставрации он постепенно приобрел новый и брутальный вид. Изначально в грузовике проектировался двигатель воздушного охлаждения, поэтому капот выглядел так необычно. Если разглядывать автомобиль вблизи, то на некоторых деталях можно разглядеть маркировку 1935 года. Стекла ставили новые, а все деревянные детали тщательно изготавливали по оригинальным чертежам.

Павел Аржанов также добавил, что на его предприятии отреставрировали уже более десяти военных автомобилей, большая часть из которых отправилась в московские музеи. А сейчас, в планах у реставратора воссоздать знаменитый советский автомобиль ГАЗ М-1, на которых в годы Великой Отечественной войны ездили представители офицерского состава.

По словам реставраторов, в автомобиле установлен «родной» руль
По словам реставраторов, в автомобиле установлен «родной» руль

Как рассказал V1.ru директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин, при реставрации немецкого грузовика очень помогли оригинальные детали, подаренные музею известным российским антикваром Дмитрием Бушмаковым.

– Приобретенный нами грузовик – на ходу и в дальнейшем будет активно использоваться в военных реконструкциях, – пояснил Алексей Васин. – Это уже не первое наше сотрудничество с Дмитрием Бушмаковым. В прошлом году музею были им подарены советский танк Т-26 и немецкая штурмовая лодка. В среднем мы приобретаем один-два экземпляра военной техники в год. Приобретение Steyr 1500А обошлось нам в 1,5 млн рублей, и это с учетом того, что значительная часть деталей была получена из частной коллекции.

Работа над грузовиком Steyr 1500А заняла около восьми месяцев
Работа над грузовиком Steyr 1500А заняла около восьми месяцев

Мы давно хотели пополнить нашу коллекцию именно немецкой военной техникой. До недавнего времени у нас в коллекции были лишь советские образцы. Сейчас мы увеличили число экспонатов, в том числе за счет немецких автомобилей, потому что гости музея-заповедника должны видеть, на чем воевали против нас наши враги и как тяжело было победить вооруженного и экипированного до зубов противника.

Созданный в 1941 году автомобиль Steyr 1500А называли «основным австрийцем вермахта». После присоединения Австрии к Третьему рейху немецкое руководство решило изготавливать военную технику на базе крупного австрийского автомобильного концерна Steyr-Daimler-Puch, которому было отведено особое место в пополнении военного автопарка.
До конца 1941 года было собрано 3978 автомобилей Steyr 1500А. С началом воздушных налетов на завод объемы производства заметно сократились. Последние 100 экземпляров этого автомобиля австрийской сборки были изготовлены в мае 1944 года.