Во всем мире старые водонапорные башни сохраняют, реставрируют и зачастую переоборудуют под иное использование: делают из них туристические объекты, музеи и даже жилые дома. А что происходит со старыми башнями Волгограда?
Водонапорная башня — простейшее сооружение в системе водоснабжения для регулирования напора и расхода воды. Подобные устройства известны человечеству на протяжении нескольких столетий. Первые башни строили из кирпича, иногда из дерева, позже появились железобетонные и башни из стальных листов. Обычно водонапорная башня состоит из резервуара для воды цилиндрической формы и опоры, на которой он установлен. Высота башни может достигать 25–30 метров.
V1 предлагает своим читателям топ старых водонапорных башен города. И открывает его одна из самых красивых и хорошо сохранившихся башен.
1. Башня у ж/д станции Сарепта, Красноармейский район
Железнодорожная станция в Сарепте когда-то снабжалась водой из природных источников — Шёнбруннских родников. Позже, примерно в 1894–1899 годах, на берегу Сарептского затона построили водокачку, а у станционных путей появилась водонапорная башня. Водокачка и башня были соединены между собой трубопроводами. Вода от насосной станции подавалась в башню, и таким образом снабжалась не только станция, но и весь железнодорожный поселок Сарепта.
Водонапорная башня в Сарепте построена из керамического кирпича в псевдоготическом стиле. Она состоит из двух объёмов: основного цилиндра большого диаметра и пристроенного к нему цилиндра меньшего диаметра.
Внутри пристроенной части сохранилась историческая лестница — она винтовая, с чугунными ступеньками и прикреплена к внутреннему центральному столбу. Башня признана памятником архитектуры и градостроительства. Сохранилась она в прежнем виде, без перестроек и до сих пор действует. А вот от водокачки, которая также числится памятником, сохранились одни руины.
2. Башня на ул. Клубной, 1, Ворошиловский район
Водонапорная башня на улице Клубной построена в начале 1900-х годов. Изначально на вершине башни располагался бак для воды. Нынешняя верхняя часть, явно не соответствующая стилю всей башни, была надстроена гораздо позже.
Из воспоминаний Владимира Иващенко, генерального директора ОАО «Приволжтрансстрой»: «Так уж получилось, что дом, расположенный прямо над вокзалом Волгоград-2, построенный в 80-х годах, строил я, будучи еще совсем пацаном, главным инженером СУ-105. Тогда у меня стояла задача: снести водонапорную башню 1903 года постройки и на ее месте провести теплотрассу. Но у нас хватило разума изменить теплотрассу, нахлобучить за свои деньги — а при социализме вообще других денег не было, были государевы либо свои — нахлобучить туда какую-никакую, но крышу, сохранить эту водонапорную башню для будущих потомков, у кого потом найдутся деньги, кто потом оценит — то, что было до революции: какие мастера, какая кирпичная кладка, какое качество, архитектура была какая, даже такая, индустриальная архитектура — уже достойный предмет».
Эта башня была построена для обслуживания железнодорожной станции Волгоград-II и выполняла традиционную для подобных сооружений функцию — заправляла водой паровозы.
Башня на улице Клубной признана памятником архитектуры и градостроительства и находится под охраной государства, однако следов какой-либо деятельности по ее консервации или реставрации не наблюдается.
3. Башня в Бекетовке, на углу парка Дружбы, Кировский район
Водонапорная башня неподалеку от станции Бекетовка также строилась для заправки паровозов водой. Ориентировочный год постройки — 1896. Венчал башню, как и полагается, огромный бак для воды, такой же, как у башни на Клубной, и бесследно исчезнувший, по рассказам местных жителей, в 1990-е годы.
Бекетовская башня находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения. Однако, не заглянув в документы, вряд ли кто-то может об этом догадаться. Впрочем, сам парк Дружбы давно превратился в заброшенный пустырь и совсем не похож на место для культурного досуга и отдыха.
Сама башня и территория вокруг нее выглядят забытыми и неухоженными, лестница и перекрытия внутри башни разрушены, помещение замусорено, стены закопчены.
4. Башня у «Химпрома», Кировский район
Единственная волгоградская башня подобной конструкции, на вершине которой сохранился бак для воды, уцелела на задворках бывшего «Химпрома» и стоит посреди заросшего камышом и бурьяном пустыря.
По одной из версий, эта башня была построена, предположительно, в 1930-е годы и использовалась для нужд химзавода. А по другой — она не только близнец, но и ровесник башни, что на углу парка Дружбы, и построена в начале двадцатого века.
Она до сих пор принадлежит предприятию, располагается рядом со старой, давно снесенной его частью, и никак не используется. Завод «Химпром» также ждет возрождения — он был закрыт в 2014 году.
5. Башня у СХИ, Советский район
Даже по внешнему виду, простому и без излишеств, понятно, что построена она после войны исключительно в утилитарных целях. Эта водонапорная башня в Советском районе стоит неподалеку от аграрного университета, бывшего СХИ. Годы постройки — 1940–1950-е.
Предположительно, башня снабжала водой университет и прилегающие к нему дома и не является каким-нибудь памятником промышленного зодчества. Это просто большая кирпичная башня.
6. Башня в поселке Гумрак, Дзержинский район
По одной из версий, водонапорная башня в Гумраке появилась во время строительства соединительной ветки между Грязе-Царицынской и Волго-Донской железными дорогами в начале двадцатого века.
Но, возможно, что башня в Гумраке появилась в год ввода в эксплуатацию Грязе-Царицынской железной дороги — в 1871 году.
Основу железнодорожной станции в Гумраке составляли тогда три здания: вокзал, насосная станция и водонапорная башня, использовавшаяся для заправки паровозов водой. Все они сохранялись практически неизменными до недавнего времени.
Но в марте 2017 года одно из зданий — единственный сохранившийся в Волгоградской области деревянный двухэтажный вокзал — был варварски разрушен в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. По иронии судьбы уже после сноса он был признан вновь выявленным объектом культурного наследия. Водонапорную башню и здание насосной РЖД миловало, и они смогли пережить 2018-й. А на месте снесенного вокзала сейчас стоит безлико-серая, типовая остановка.
Кстати, в центре Волгограда, рядом с вокзалом, на том месте, где сейчас проходит Комсомольский путепровод, когда-то была еще одна водонапорная башня. Она была разбита в войну, но пережила Сталинградскую битву и снесена в начале 1950-х годов.
7. Башня в поселке Горная Поляна, Советский район
От водонапорной башни в поселке Горная Поляна сохранилось совсем немного. Построена она была, судя по всему, для обеспечения водой поселка. А когда надобность в ней отпала, стала хорошим источником стройматериала для местных жителей.
О других интересных, но заброшенных сооружениях Волгограда читайте в нашем специальном материале.