Волгоградский областной суд, при отсутствии представителей Росприроднадзора, направил в ведомство на дополнительное рассмотрение дело о выписанном ООО «МонолитСтрой-Холдинг» штрафе в 60 тысяч рублей за якобы намерение последующей утилизации и незаконное поднятие со дна Волги бронекатера БК-31 в прошлом году.
От Росприроднадзора на суд никто не явился, поэтому судье Игорю Циренщикову пришлось выслушивать только адвоката оштрафованной компании.
— На прошедшем заседании инспектор Росприроднадзора заявил, что они только предполагают о возможных нарушениях с нашей стороны. У нас есть разрешение о подъёме, — рассказал V1.ru Дмитрий Цуприк. — Росприроднадзор приехал и сфотографировал это, не замеряя ничего. Расстояние до судна от берега якобы в радиусе 700 метров, и оно находится в природоохранной зоне. Это, по мнению ведомства, подпадает под статью 7.6. КоАП РФ «Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий».
Суд первой инстанции признал, что БК-31 транспортировали на судоремонтный завод незаконно.
— Материалами дела установлено, что ООО «Монолитстрой-холдинг» использовал акваторию Сарептского затона реки Волга в Красноармейском районе города Волгограда без разрешительных документов при осуществлении хозяйственной деятельности по поднятию бронекатера, что ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав Российской Федерации, принимающей обязательное участие в деятельности по охране окружающей среды в силу закона, — определил Красноармейский районный суд.
Компания «МонолитСтрой-Холдинг» настаивает, что все документы были в порядке.
— Задача по расчистке русла Волги была поставлена Владимиром Путиным на совещании президиума Госсовета, прошедшего в Волгограде в августе 2016 года, — рассказал гендиректор компании Дмитрий Кабельков. — Мы подготовили проект расчистки и осуществляем деятельность по подъёму судов.
Инспектор Росприроднадзора выписал штраф, по мнению представителей компании, с нарушениями.
— На прошедшем заседании инспектор ведомства заявил, что они только предполагают о возможных нарушениях с нашей стороны. У нас есть разрешение о подъёме, — говорит адвокат Дмитрий Цуприк.
— Документы, что судно планируется восстановить, все были в наличии, в том числе письмо от директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Васина. А нам же заявили, что мы планируем утилизировать его.
Обе стороны конфликта ссылаются на наличие разрешения комитета экологии администрации Волгоградской области, но трактуют его по-разному.
— Самое важное, что Росприроднадзор ссылается на формулировку «использование участка реки для подъёма затонувших судов» в разрешении комитета экологии администрации региона. Этим ведомство утверждает, что мы имели право на подъём, но не имели права на транспортировку судна. За что и выписали штраф. Но эти основания надуманные. Мы подняли же БК-31 не для того, чтобы его обратно тут же погрузить в воду.
К Росприроднадзору у компании много вопросов.
— Сотрудники ведомства приехали и сфотографировали подъём, не замеряя ничего. От водной глади воды должны производиться замеры с фотофиксацией. Но судно просто сфотографировано на телефон, — рассказал Дмитрий Цуприк. — Написали, что работы производились в радиусе 700 метров от берега, в природоохранной зоне. По факту никакого административного расследования не проводилось. Просто оштрафовали и всё. На прошлом заседании судья просил пояснить на основании какого решения мы были оштрафованы.
Штраф для фирмы стал полной неожиданностью.
— Росприроднадзор даже не выписал никаких предписаний по судоподъёму, только составил протокол. У сотрудников при подъёме БК-31 никто ничего не спрашивал. По правилам, выдаётся предписание с конкретными пунктами действий, которые нарушитель должен выполнить.
К выдвинутому обвинению в намерении отправить бронекатер в утиль в ООО «МонолитСтрой-Холдинг» относятся с иронией.
— Эти протоколы были выписаны для того, чтобы повысить раскрываемость нарушений. Больше мы ничего другого предположить не можем, — говорит Дмитрий Цуприк. — Если президент страны сказал, что его отец служил на однотипном судне, и таких судов было всего семь штук. Это единственный в своём роде катер. Завод в Зеленодольске звонил и интересовался им. Кому могла прийти в голову мысль, что мы хотим его утилизировать, непонятно. Просто подплыли на лодке, сфотографировали, составили акт.
Дальнейшее развитие истории будет зависеть от позиции Росприроднадзора.
— Штраф в итоге мы никакой не платим. Всё пока отменено, и будет новое рассмотрение, — сообщил гендиректор компании Дмитрий Кабельков. — Как себя поведёт Росприроднадзор, неизвестно. К решению судьи нареканий нет. Он решил удовлетворить иск частично и отправил материалы на новое рассмотрение в ведомство.
В Росприроднадзоре попросили после получения официального запроса редакции V1.ru дать дополнительное время для озвучивания позиции ведомства в СМИ.
Узнать о трагической гибели БК-31, его обнаружении и операции по подъёму судна вы можете в большом репортаже на V1.ru.