Каждый самолет, прилетающий в аэропорт Волгограда из Туниса, Дании, Италии, Арабских Эмиратов, Турции и еще 16 других государств, встречают у трапа не только пограничники и автобус. В сторонке, почти незаметно для спускающихся пассажиров, всегда стоит и человек в темно-бордовой форме с небольшим прибором в руках. Его задача — первым обнаружить в толпе тех, кто везет в Волгоград не только багаж, но и инфекционную болезнь.
— Наш пост появился здесь очень давно, как только самолёты изобрели, — шутит начальник санитарно-карантинного пункта Роспотребнадзора в аэропорту Волгограда Юрий Кетов, — А то, что пассажиры порой принимают за «тетрис» или фотоаппарат в руках сотрудника, — это тепловизор. Мы им измеряем температуру тела пассажиров, прилетевших международным рейсом.
В руках Юрия Кетова черный чемоданчик, выглядящий как предмет из гардероба суперагента. В нем переносной тепловизор инспекторы выносят к трапу каждого прибывающего из другой страны самолёта. Особый регламент действий отработан и между службами аэропорта, пограничниками, Роспотребнадзором и экипажем прилетевшего борта.
— По схеме в самолёт первым поднимается наш сотрудник. Экипаж воздушного судна отмечает в протоколе полёта, если пассажир жалуется на плохое самочувствие, — рассказывает Юрий Кетов. — Мы смотрим все полетные документы. Если пассажиры обращались за помощью, то в первую очередь мы беседуем с ними. И если в беседе выясняется, что человек всего лишь простужен, то отпускаем его с пожеланием здоровья.
Бывает и так, что все пассажиры во время полёта чувствовали себя хорошо. Тогда инспектор спускается с трапа и дает отмашку остальным службам приступать к работе. Сам инспектор становится возле трапа с тепловизором.
Тепловизор на расстоянии сканирует пассажиров. Если температура повышена, то прибор начинает пищать. Писк — уже повод для отдельной беседы. Но специалистам все равно требуется дополнительная проверка, перед тем как бить тревогу: для авиакомпаний введение карантина воздушного судна — очень затратное мероприятие.
По словам инспекторов, летом контрольная температура на приборе стоит на отметке 37,8–38 градусов. Многие рейсы привозят людей с отдыха в жарких странах, да и у многих температура в жару выше привычных 36,6. А этим летом самым напряженным месяцем стал июнь — Чемпионат мира по футболу и многочисленные рейсы с болельщиками.
— Во время ЧМ-2018 мы с тепловизорами встречали каждый самолет, а не только международные, — вспоминает Юрий Кетов. — Круглыми сутками дежурили, так как много иностранцев прилетали к нам внутренними рейсами. Конечно к медикам были обращения от пассажиров. Перелёт — это нагрузка для организма, особенно если он длительный. А к нам, в Волгоград, летели и из Японии, Канады, Нигерии, Исландии....
Всего, по словам Юрия Кетова, по прибытию в Волгоград медицинская помощь потребовалась 80 пассажирам — гостям ЧМ-2018. Но ни одного пораженного серьезной инфекционной болезнью среди них не выявили.
Пост с тепловизором у трапа, кстати, не единственный. В зале прилета международного терминала аэропорта установлено ещё два стационарных тепловизора. Здесь немного иная схема: приборы сканируют температуру и дистанционно выводят данные на компьютер дежурного.
— Мы строго, но с пониманием относимся к пассажирам. До абсурда не доводим, — говорит Юрий Кетов. — Летом тепловизор запищал на девушку, у которой в ушах были огромные золотые сережки. Они нагрелись до температуры 39 градусов. Естественно, опечатывать борт и выводить девушку мы не стали.
Но в случае, если среди пассажиров окажется зараженный опасной инфекцией человек, то его сразу выводят из людского потока и опечатывают багаж. Бригада скорой помощи в специальных противочумных костюмах изолирует больного в медицинском изоляторе.
Изолятор — это не пустая, зарешеченная комната. Это абсолютно стерильное помещение, где даже воздух подвергается специальной фильтрации. Резиновые прослойки на окнах и дверях изолятора не дают инфекции просочиться между помещениями. В изоляторе установлено дорогостоящее оборудование, специальные кровати с матрасами, мешающие образованию пролежней у больного.
Изолятор — это лишь временная камера для зараженного путешественника. В нем держат до получения результатов анализов и приезда бригады из инфекционной больницы. К временному обитателю закрытой комнаты приставляется врач, а попасть к больному он может только облачившись в противочумный костюм.
Но далеко не все страшные болезни могут быть вскрыты только с помощью тепловизоров.
— К примеру, при холере температура тела снижается, но на низкие показатели прибор не пищит, — говорит Юрий Кетов, — Поэтому инспектору важно не только доверять чудо-сканеру, но и внимательно наблюдать. И это наши сотрудники также умеют очень хорошо. Поэтому лучше всего прилетайте к нам, в Волгоград, здоровыми и не болейте.