Вода поспорила с прогнозами, ушла в почву и испарилась — так волгоградские энергетики объясняют скудные сбросы, из-за которых над Волгоградской областью нависла угроза засухи. Почему волгоградцы не успели насытить пойму и может ли маловодье быть выгодным Волжской ГЭС, читайте в нашем материале.
— Мы сразу же хотим разрушить миф о том, что гидроэнергетики куда-то забирают воду, — рассказали сотрудники «РусГидро». — Вся вода, которая поступает в Волгу, проходит через гидроузлы, гидротурбины. Сколько пришло, столько и ушло. К началу половодья запасы воды в водохранилищах и в снеге почти ничем не отличались от средних показателей. Половодье планировалось либо средним, либо немного ниже среднего.
Уже к началу мая стало понятно, что прогноз Росгидромета не попал в цель и разошелся с реальным положением дел, как небо и земля. После таяния снегов вода вопреки всем ожиданиям ушла в почву.
— Приток оказался ниже планируемого. С 3 по 7 мая Волжская ГЭС сделала максимальные расходы в объеме 25 тысяч кубометров воды в секунду, — прокомментировал директор филиала «РусГидро» Сергей Бологов. — Они соответствуют параметрам маловодного года. Оборудование весь паводок отработало без замечаний и сбоев.
Продлить пиковые сбросы и вдоволь напоить водой Волго-Ахтубинскую пойму волгоградцы всё же не смогли — хороший разлив в Волгоградской области мог обернуться иссушением Куйбышевского водохранилища.
— Баржи на мель садятся, от берегов вода уходит очень далеко. Это визуально видно, хотя паспортные данные Куйбышевского водохранилища не нарушены, — добавили представители компании «РусГидро». — Притока и объемов воды в водохранилище не хватало для пиковых сбросов. Это объективная ситуация. Нет воды. К сожалению, прогнозы не оправдались. К слову, снегозапасы — вещь весьма условная. Мы видели, что случилось в этом году: осадки выпадали, а воды нет. Бывает и обратная ситуация: снега вроде выпадало и немного, а вода идет пиком.
Рассказывая о волгоградском маловодье, волгоградские энергетики не забывают поспорить с еще одним проросшим корнями мифом: небольшие сбросы могут быть выгодны Волжской ГЭС.
— Все режимы установлены не нами — график специального попуска через Волжскую ГЭС устанавливает специальная комиссия. Половодье никак не связано с желанием энергетиков выработать больше энергии, — добавил Сергей Бологов. — Режимы работы электростанции не предназначены для того, чтобы компенсировать природные факторы. Что касается выгоды гидроэлектростанции: чем меньше холостых сбросов, тем больше объем выработки электроэнергии. Если брать чистую логику, то нам нужно настаивать, чтобы у нас было как можно меньше холостых сбросов. Я, к примеру, не хочу выливать бензин из бака на землю, а хочу ехать на нем дальше. Это логично. Но есть и другие аспекты: во-первых, формирование тарифов по стоимости электроэнергии происходит на рынке. А рынок — штука такая. Чем туда больше продуктов поступает, тем ниже на них цена. Электроэнергия — не исключение, поэтому прямой привязки с объемом выработки и объемом выручки нет. «РусГидро» понимает, каким образом межведомственная комиссия определяет сбросные расходы. Каких-то нездоровых предложений мы не делаем.
Спасителями Волго-Ахтубинской поймы могут стать летние дожди — ливни, которые в июле прошлого года размыли склоны «Волгоград Арены», в этот раз будут как нельзя кстати.
— Если пойдут дожди, то сброс повысится. Снег испарился, и где-то эта влага в любом случае выпадет в виде дождей, — уточнили волгоградские энергетики. — Не стоит забывать и о подземных водах — по расчету мы видим, что в этом году они напитаны гораздо больше. Природа всё сбалансирует — сейчас дожди пойдут по верхней Волге.
О нависшей над Волгоградской областью угрозой засухи корреспонденты V1.RU рассказывали еще в середине мая. Эксперты предположили, что из-за скудных сбросов в Волгоградской области возникнут проблемы с нерестом рыбы. Единственным бонусом может стать сокращенный в несколько раз поток мошки.
— Пока сложно загадывать, как будет обстоять ситуация. Надежды возлагаем на верховья Камы. Там весной было довольно холодно, поэтому не исключено, что оттуда вода все-таки придет. Но загадывать ничего нельзя. Возможно, что с нерестом рыб возникнут значительные проблемы. Опять же, я говорю исключительно о водохранилище — в пойме относительно благополучно.
Виктория Рындина