В Волгограде 20 ноября прошлого года после ремонта с помпой открыли расположенный на пересечении улиц Таращанцев и Богунской памятник «Братская могила воинов 45-й стрелковой дивизии». Всего спустя три месяца, сообщает глава реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников, памятник облупился и приобрел весьма неприглядный вид. По мнению общественника, этого и стоило ожидать. О попустительстве чиновников и отсутствии контроля со стороны надзорных органов — в авторской колонке Валерия Котельникова.
Судя по всему, к теме халтурных реставрационных работ на братских могилах придётся возвращаться ещё не раз
Вот так сегодня выглядит братская могила воинов 45-й стрелковой дивизии, что в Краснооктябрьском районе, на углу улиц Таращанцев и Богунской. Торжественный митинг, посвящённый долгожданной реставрации объекта культурного наследия, состоялся три месяца назад, 20 ноября 2019 года. Впрочем, на самом деле никакой реставрации, конечно, не было. Общестроительные работы были, а реставрации, как того требует законодательство РФ, не было.
Практически все особенности, послужившие основанием для внесения памятника в госреестр объектов культурного наследия и составляющие предмет охраны памятника, изменены до неузнаваемости. По сути, 20 ноября открывали новый памятник, новодел. Комитет госохраны ОКН не принял халтурные работы, но у всех ответственных товарищей на лицах были написаны чувства гордости и удовлетворения за проделанную работу. Я тоже там был, перед тем как начали звучать речи взрослых и речёвки пионеров, но на торжественную часть не остался, уехал, мне стало стыдно за халтуру, я знал, что произойдёт с памятником уже ближайшей весной.
А как всё славно начиналось! Несколько лет мы говорили о том, что братская могила требует немедленной реставрации. И вот наконец весной 2019 года мне звонит Алексей Волоцков, сообщает, что нашлись деньги на реставрацию, и просит посоветовать, к кому обратиться и как организовать работы, чтобы успеть всё завершить в том же году. Работы на ОКН — процедура сложная, много ограничений и условий. Научно-проектная документация, её историко-культурная экспертиза с последующим общественным обсуждением, наконец, сами работы. И всё это должно выполняться лицензированными организациями с аттестованными специалистами. Короче, сложно. Но выход был. На грани нарушения законодательства, но не нарушая его и соблюдая все процедуры. Надо сказать, что Алексей Анатольевич связался с проектировщиками, работа, как я понял, началась, но — нет.
Таким образом уже была заштукатурена цементным раствором царицынская кирпичная кладка Мясного рынка
Насколько я могу судить, далее всё произошло так. Ломов, бывший председатель комитета, рекомендовал Волоцкову забыть про существование Котельникова с его советами и выдал разрешение на ремонт в целях поддержания объекта в эксплуатационном состоянии. Решение, конечно, абсолютно незаконное, противоречащее всем нормам и методичкам Минкульта, но такое уже прокатывало. Например, таким образом была заштукатурена цементным раствором царицынская кирпичная кладка Мясного рынка, прокуратура тогда просто проигнорировала все наши заявления. Подумали: а почему так нельзя сделать ещё раз? И сделали.
Невнятный, сделанный на скорую руку проект ремонта, смета, подогнанная под нужную сумму, с высосанными из пальца видами работ. Технадзор, ни разу не посещавший объект. Тому, что мы видим сейчас, просто суждено было случиться. И заверения в том, что гарантийный срок составляет пять лет, что ничего страшного, подрядчики всё исправят за свой счёт, в данном случае приняты быть не могут. Я уже разговаривал с ветеранами, я слышал их дрожащие голоса, я знаю, что говорю.
Сейчас идёт подготовка к масштабным работам на братских могилах и воинских захоронениях не только в Волгограде, но и в области. Большинство из них — объекты культурного наследия. Боюсь, что нас ждёт ещё не одна подобная «реставрация».
Перед открытием памятника мы договорились с Алексеем Волоцковым о встрече в облдуме, чтобы обсудить именно эти проблемы, найти пути оптимизации работ без нарушения законодательства. «Через недельку», — сказал он и больше на связь не выходил. Буквально сразу после избрания Татьяны Бухтиной председателем думского комитета по культуре я несколько раз просил её о встрече и через секретаря, и лично, чтобы обсудить те же проблемы и наше взаимодействие. Безрезультатно.
7 февраля в Волгоградской областной думе состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблемы сохранения братских могил и воинских захоронений — объектов культурного наследия. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры на него не пригласили. Судя по всему, к теме халтурных реставрационных работ на братских могилах придётся возвращаться ещё не раз, ходьба по граблям давно стала нашей традицией.
Согласны с автором?