Под Волгоградом из десятилетнего мальчика родители изгоняли дьявола. Скручивали руки за спину, показывали иконы и крест, обливали святой водой и мазали чесноком. И это не легенда, раскопанная краеведами из архивов темных царских времен дикости и религиозного морока, а страшная реальность, расследовать которую начали соцслужбы, медики, полиция и прокуратура. В странной и неоднозначной истории разбирались и корреспонденты V1.RU.
Экзорцисты из Гусёвки
Село Гусёвка всего в 190 километрах от Волгограда и в 23 километрах от райцентра Ольховка. Обычное село, жители которого жалуются на отсутствие работы, выживают подсобным хозяйством, вахтами на севера и признаются, что редкие бюджетные места здесь передаются практически «по наследству». Основное, практически градообразующее предприятие — женский монастырь имени Ахтырской Божьей матери. В историю страны до сегодняшнего дня оно вошло только по двум поводам — как место рождения путешественника и археолога Павла Ровинского и место, где художник Петров-Водкин нарисовал свою знаменитую картину «Купание красного коня». Теперь, к достижениям Гусёвки добавился третий пункт — это место, где из ребенка на полном серьезе пытались изгнать бесов.
Видеосъемка этого процесса попала в интернет. Мужчина в камуфляжной майке крепко скручивает мальчишке руки за спиной и придавливает лицом к полу. Вокруг суетятся две женщины, а на диване практически вплотную спокойно наблюдает за происходящим маленькая девочка. Мальчик вырывается, страшно рычит. К лицу ему подносят крест и икону. Кто-то суетится и бежит за чесноком. Все возбужденно кричат.
Мать: Когда я начинаю разговаривать, смотри.
Отец: Она в руки не может, я же руки держу.
Мать: Нет, это надо, блин, вызывать кого-то. Так дело не пойдет. А потом монастырь, монастырь, монастырь.
Отец: Дай Сашке, пускай намажет крест попробует.
Мать: Не надо пока...
Мать: Слушай, чеснок, Оксана, быстро дай. Ну, почисть один. Они же, бесы, бегут от чеснока. Вот как теперь. Я не знаю, что делать. Свечка нужна, наверное, надо как-то свечку.
Сначала ролик воспринимается как однозначное насилие родителей над ребенком. Но примерно в середине процесса «изгнания бесов» слышен и голос самого мальчика. Прекратив на мгновение рычать, кричать и извиваться, он совершенно спокойно произносит: «Кажется, меня кто-то еще за руку держит». И сразу оказывается, что он также практически полноценный участник этого семейного процесса — страшной и какой-то безумной игры.
«Вся семья у них бесноватая какая-то»
В Гусёвке к семье «экзорцистов» относятся как к пришлым и за своих никогда не считали. Называют бесноватыми и вспомнить про них что-то хорошее даже не пытаются. Тем более что они переехали в село из Волгограда только прошлой осенью. Купили потрескавшуюся половину дома между Сбербанком и ФАПом. Жили просто, но обособленно — по словам местных жителей, пара ни с кем не дружила.
— До переезда Наташа работала воспитателем в детском саду. А тут, по-моему, сидела дома — в Гусёвке очень тяжело найти нормальное место, — уверяет одна из соседок Ольга. — Я сама еле-еле устроилась, хотя и освоила несколько профессий. На самом деле это совершенно обычная семья. Правда, они не очень общались с местными. Но у нас и другие не любят гостей. К приезжим относятся дико, сразу же закрываются. Этим летом дом Наташи и Александра бомбили. Молодежь почему-то кидала в их окна камнями. Потом, правда, разобрались, да и окна заменили.
Нехорошо отзываются о семье и в соседнем детском саду, где вовсю идет приборка территории от опавшей листвы.
— Постоянно у них какие-то крики были из дома, — говорит одна из работников детсада. — Орали друг на друга, как дикие. Один раз даже заведующая не выдержала. Пришла к ним и сказала, что если не прекратят орать, то на каждый скандал будет вызывать милицию. Вроде с тех пор успокоились. Орали, но тише. Да и вообще они какие-то странные. У нас без огорода и подсобного хозяйства никак. А у них во дворе сплошной бурьян круглый год. На что жили? Непонятно. Знаю, что Александр подрабатывал как-то в Зензеватке. Так он туда и обратно, за 25 километров, вообще пешком ходил. Мой муж не выдерживал, подвозил его несколько раз.
В школе, где учился мальчик, педагоги и руководство сразу превращаются в официальных лиц и отказываются от комментариев. Единственное, что потихоньку рассказали, — что мальчишка был вполне хорошим, воспитанным и приветливым. Но порой с проблемами в поведении.
«У нас так каждого третьего можно назвать бесноватым»
По словам соседей, «бесовщина» в жилой половине дома началась в середине октября. Обычно немногословная семья начала рассказывать, что у них творилось что-то неладное: летали предметы, раздавались странные звуки. Больше всего родителей напугало поведение 10-летнего сына. Мальчик начал проявлять агрессию и кричать без всякой причины.
— Но только с пацаном и впрямь творится что-то неладное. Он был совершенно нормальным мальчишкой, а потом его накрыло одним днем, — рассказывают мужчины, остановившиеся рядом с «нехорошим» домом, — Если на него надевают крестик, то на теле остается подобие ожога. А каким нечеловеческим голосом кричит? Кто-то вселился в него — это сто процентов... (Замолкают). А может и брешут всё наши. Здесь же один придумает, другой поверит, третий расскажет, как чистую правду.
Никто из соседей в «бесов» не верит. И все дружно винят современные технологии, мобильные телефоны, интернет и компьютерные игры.
— Бабушка прислала им посылку с какими-то подарками. Среди прочего были конфеты и куклы. Говорят, что с этого все и началось. Мальчик начал бояться икон, срывал с себя крестик, — рассказывают женщины из дома по соседству. — Родители попытались изгнать из него дьявола. Пока бабушка окропляла мальчишку святой водой, отец заламывал ему руки. Парень кричал и вырывался. Но что это подтверждает? Они все сейчас балованные. Если оценивать детей по этому критерию, то у нас каждого третьего можно назвать бесноватым. Вы слышали, как они сейчас разговаривают? Это все интернет…
Кажется, эти страшные кадры «изгнания бесов» видели в каждом доме Гусёвки. Едва услышав вопрос корреспондентов, на дом семьи показывают и в местном доме культуры.
— Эту историю нужно преподносить по-другому. Не видео показывать, на котором взрослый мужик наваливается на ребенка… Запись, кстати, готовили как доказательство для родственников, которые не поверили в странную историю, — эмоционально обсуждают там. — Вы лучше снимите, что мальчишка делает без насилия, может быть, что-то бьет или крушит. Но и в этом случае его нужно не скручивать, а везти в больницу. Дети же сидят в этих компьютерах, а потом чуть ли не сходят с ума.
— Лично мы увидели, как родители заломили своего ребенка. Ощущение, что над ним просто издеваются, — поддерживает женщина, отгоняющая велосипед от соседского домика.
«Удерживали на месте. Насилия не применяли»
После появления ролика в Сети в Гусёвку сразу съехались полицейские, работники прокуратуры и многочисленные чиновники из комиссий по делам несовершеннолетних и органов опеки. Происходившее в доме и на видео они перевели на сухой канцелярский язык протоколов.
— 19 октября после окропления посылки от бабушки «святой водой», со слов родителей, с их сыном стали происходить странные вещи. В состоянии агрессии бросался на членов семьи, рычал. Также, с их слов, в доме самостоятельно стали двигаться предметы. Чтобы ребенок не покалечил себя и других членов семьи, отец и бабушка во время приступов удерживали ребенка на месте, держа его за руки, — трактуют происходящее члены комиссии. — При этом мать рассказала о поведении ребенка своим родственникам, однако они ей не поверили. В подтверждение своих слов она сняла несколько видео и отослала родственникам. Также семья обращалась за помощью в Гусёвский и Каменнобродский монастыри с просьбой оказать содействие в поиске специалиста по изгнанию бесов.
«Приезжают болящие — так их сразу видно»
В Гусёвском Богородице-Ахтырском женском монастыре обращение семьи с просьбой о помощи предпочли категорически отвергать. Попросив не фотографировать территорию обители, монахини сразу же объявили: «Мы тут вообще не при чем».
— Мы не знали этой семьи и этого мальчишку, — рассказывает одна из монахинь. — Бывает, что из города приезжают болящие — так их сразу видно. Но никакого бесноватого ребенка не замечали. Отчиток у нас не проводят. Ни у одного священника Волгоградской области нет благословения на такое. Вы же понимаете, что это очень серьезное дело?
В администрации Ольховского района о разгоревшемся скандале говорят намного подробнее. Замглавы Наталья Бассанская подтверждает, что с прошлого года семья стоит на учете. Однако ни учителя, ни социальный педагог местной школы не замечали странностей за пятиклассником, привыкающим к новому коллективу.
— С прошлого года семья находилась на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. После публикации видео в семью оперативно приехали специалисты органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и психолог центра социального обслуживания населения. На момент посещения мальчик вел себя адекватно: играл с младшей сестрой, легко шел на контакт, ему было интересно все происходящее, — объяснила Наталья Бассанская. — Он объяснил, что физического насилия ни к нему, ни к младшей сестре в семье не применялось. После этого к работе подключился врач-психиатр. По итогам встречи с ним маме было выдано направление в областную детскую клиническую психиатрическую больницу для консультации. По информации социального педагога, в школе ребенок ведет себя адекватно. У него сложились хорошие отношения с одноклассниками. Сейчас контроль за семьей усилен. Маме незамедлительно оказали срочную социальную услугу, проведено консультирование. Ребенка предложили поставить на учет в отделение социально-педагогической помощи центра для организации работы. По факту жестокого обращения с ребенком начата процессуальная проверка.
Сразу после того как разгорелся скандал и в дом стали приезжать многочисленные чиновники и полиция, семья скрылась. Собирались явно быстро, даже не выключив фонарь во дворе и оставив неприбранными разбросанные пластмассовые игрушки младшей дочки. Куда они уехали, соседи не знают. Кто уверяет, что в Москву — на всевозможные телешоу. Кто говорит, что скрываются у родственников, пока не утихнет шумиха. Спокоен и даже радостен только участковый.
— Да, они уехали. Не могу вам ничего сказать, не уполномочен, для этого у нас есть пресс-служба ГУ МВД, — отнекивается участковый инспектор. — Но они действительно уехали. Куда? Помните мультик «Маугли»? Там бегал один мелкий, кричал: «А мы пойдем на север». Вот они и уехали на север. Только он у каждого свой.