Механизм передачи этой болезни, уродующей и убивающей человека еще с древнейших времен, до сих пор толком не изучен. Инкубационный период может исчисляться годами. Имя этой заразе — лепра. Но ближайший к Волгограду лепрозорий и клинический институт по изучению этой болезни решено ликвидировать.
Лепрозорий или, как он тогда назывался, приют для прокаженных, открылся 1 сентября 1896 года на берегу реки Царев в Астрахани. В 1947 году на его базе создали институт по изучению лепры. Годом его ликвидации станет 2021 год. О закрытии лепрозория и НИИ по изучению лепры объявил министр здравоохранения Астраханской области Александр Буркин. По его словам, всех больных перевезут в Московскую область и Ставропольский край, а медиков и ученых трудоустроят в других местах.
— Выбор Астрахани как места для создания единственного в стране Научно-исследовательского института по изучению лепры объяснялся тем, что регион Нижнего Поволжья являлся крупнейшим в России очагом лепры, — говорится на сайте НИИ. — На его долю в разные периоды приходилось от 30 до 60% всех зарегистрированных на территории Российской Федерации больных лепрой, а также наличием здесь подготовленных кадров лепрологов среди сотрудников Астраханского клинического лепрозория и Астраханского медицинского института.
Говорить о том, что болезнь полностью побеждена, невозможно. По данным ученых, на начало 2020 года в Российской Федерации состоят на учете 202 больных лепрой, более 60% из которых — жители Астраханской области. Госпитализированы в противолепрозные учреждения около 30% состоящих на учете больных, остальные находятся под диспансерным наблюдением по месту жительства.
При этом ученые считают, что профилактику и контроль лепры, особенно в части ее ранней диагностики, необходимо проводить систематически. Причина этому — длительный инкубационный период, порой превышающий 30 лет, а также появление устойчивых штаммов микобактерий. Это подтверждают и выявленные новые случаи активной лепры: шесть в Астраханской области, по одному в Московской области и Ставропольском крае. Еще в 2019 году в России был выявлен только один больной активной лепрой — житель Калмыкии. Всё чаще встречаются и случаи «завозной» лепры из Центральной Азии.
— Пациентов с активной фазой лепры у нас очень мало, — считает завкафедрой дерматовенерологии Волгоградского государственного медицинского университета Светлана Щава. — Все они находятся под медицинским контролем. Несколько лет назад уже было объединение лепрозориев, потому что всего по всей стране больных этим заболеванием около 150. Лепра под контролем, лепра изучается, и в России проблема массового распространения этого заболевания пока не стоит. По сравнению с Индией и другими странами у нас ситуация может считаться стабильной. Другое дело, что в Астрахани не только лечили пациентов, но и изучали лепру. Говорить же о том, что институт закрыли и все больные побежали заражать других, пока не стоит. Это решение трезвое, взвешенное, связанное в основном с экономикой.
После закрытия НИИ лепры в Астрахани в России останется всего три подобных учреждения — Сергиево-Посадский филиал Государственного научного центра дерматовенерологии Федерального агентства по здравоохранению, лепрозорий в поселке Терском Ставропольского края и учреждение в поселке Синегорск Краснодарского края.