Сегодня, 2 ноября, в Волгограде и по всей России не выходной, а стандартный рабочий день. Даже несмотря на то, что на календаре суббота. Кто-то бодро идет на работу с раннего утра, радостно предвкушая встречу с многочисленными трудовыми задачами и коллективом, по которому уже успел соскучиться за ночь. Но многие воспринимают субботний рабочий день как навязанную вместо выходного каторгу. Справиться с подобным пессимистичным настроем решил помочь заведующий кафедрой общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета Михаил Волчанский.
Практикующие клинические психологи расценивают любой сдвиг в трудовом графике для работника как психологически напряженную ситуацию. Но при это они предлагают справиться с такой ситуацией благодаря способности управлять своим восприятием.
— Во-первых, будет легче это сделать, если мы подведем себя к осознанию того, что работа — это всё-таки значительная часть нашей жизни, — считает Михаил Волчанский, — И поэтому странно было бы думать, что эту часть нашей жизни надо как-то по-особому пережить. И если человек понимает, что работа — это важнейшая составляющая жизненного процесса, а не просто трудовая повинность, то с такими изменениями проще смириться.
Во-вторых, Михаил Волчанский предлагает каждому осознать для самого себя, зачем человек работает.
— В работе есть вполне определенный смысл, — говорит он, — и этот смысл актуализирует мотивацию, особенно если работа выполняется в условиях цейтнота, который с одной стороны включает мобилизационный потенциал наших мотивов, но закономерно расходует дополнительные силы.
Предлагает заведующий кафедрой и не погружаться в работу с головой, забывая об окружающем мире.
— В-третьих, между работой и отдыхом можно найти баланс. Например, в обеденный перерыв вместо того, чтобы просидеть в закрытом пространстве, можно выйти на некоторое время из закрытого помещения, чтобы подышать свежим воздухом, — говорит доктор наук, — И в-четвертых, мало кто с нетерпением ждет начала рабочей недели. Психологически сложилось так, что понедельник воспринимается исключительно как тяжелый день. В нашем случае понимание того, что именно в предстоящий понедельник не надо будет идти как обычно на работу, сама необычность такой ситуации может восприниматься на позитивном эмоциональном фоне и выступать в качестве дополнительного мотиватора.
Клинические психологи отмечают, что немаловажно в таких условиях правильно построить планы на предстоящее окончание дополнительного рабочего дня. Не нужно активно набрасываться на дополнительную работу или на домашние дела. Лучше отвлечься и дать себе разгрузится после длинной рабочей недели. Продуманное планирование времени позволяет сознанию лишний раз не перегружаться. При этом предстоящий и столь ожидаемый отдых можно воспринимать как дополнительный ресурс для последующей работы.
Впрочем, клинический психолог понимает, что справиться самостоятельно с шестидневной рабочей неделей способны не все. И это может быть опасным.
— А если отношение к измененному рабочему графику недели уже связано с явно выраженным упадническим настроением, как результат систематического взваливания на себя чрезмерной нагрузки в силу своего невротического перфекционизма, уместного разве что только для войск ВДВ — «никто кроме нас», то в таком случае лучше обратиться к психологу, поскольку во многих случаях виной всему может быть профессиональное выгорание.