Главный санитарный врач Волгоградской области Ольга Зубарева еженедельно рассказывает о ситуации с коронавирусом в регионе. Порой, её не всегда можно понять, и по одним и тем же вопросам она противоречит сама себе. Публикуем выдержки её заявлений с минувших брифингов, когда журналисты просят ответить на самые острые вопросы о ситуации с коронавирусом в Волгограде и области.
Смерть женщины в Жирновском районе: «Понимаете, ну люди всё это скрывают»
47-летняя женщина, работавшая в магазине посёлка Линево в Жирновском районе умерла 8 апреля от молниеносной пневмонии, вызванной коронавирусом. Об этом стало известно только 11 апреля, когда получивший информацию глава района выступил с призывом к самоизоляции по местному радио. Но, затем, информация о смерти женщины долгое время не попадало в федеральную статистику, а Ольга Зубарева крайне уклончиво отвечала на все вопросы о ходе расследования случая.
— По факту смерти женщины в Жирновском районе проведено только предварительное расследование, цитирует V1.RU руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Ольгу Зубареву. — Окончательное расследование проводится после получения из патанатомии всех материалов, заключений, исследований. Это не только по коронавирусу, это общая практика. Что диагноз у неё подтверждён, найден, а расследование чего вы хотите? Правильно ли себя вели медики или неправильно?
У главного санитарного врача поинтересовались об источнике заражения скончавшейся.
— Понимаете, мы проводим эпидрасследование, надо понимать. Ну это же мы не следственный орган, правильно? И мы, тем более... Больной, как бы, нет уже, — пояснила Ольга Зубарева. — При жизни она не могла быть опрошена. И нам зачастую говорят неправду. Либо часть скрывается. Правильно? Ну я знаю, что сейчас либо органы полиции, либо следственные органы этим занимаются. Потому, что есть очень разноречивые...
И хотя проверка до конца не проведена, глава Роспотребнадзора в курсе личной жизни жертвы COVID-19.
— Говорят, что принадлежала к какой-то религиозной... Что были какие-то сборы, — говорит главный санитарный врач региона. — Были, что кто-то приезжал, заезжал... Кто это был?! Либо просто водитель-дальнобойщик, либо там какой-то проповедник. Понимаете, ну люди всё это скрывают. Поэтому тут следственные органы, наверное, могут разобраться.
В Следственном комитете и полиции пояснили, что никакой проверки по факту смерти женщины не проводят, поскольку она не криминального характера.
Главу Роспотребнадзора спросили о ситуации с заболеваемостью коронавирусной инфекцией в регионе: остается ли регион на стадии, когда еще возможно отследить источник заражения, или распространение вируса уже вышло из под контроля.
— Ну между второй и третьей, — ответила Ольга Зубарева. — Всё-таки мы ещё и в третью не... ну, это моё личное мнение. Что мы и в третью ещё, мы основное, может быть, у нас ещё какие-то единичные там, один-два, где мы не установили источник. Ну вот, например, как по Жирновску, спрашивали. Ну, как бы, мы не знаем наверняка. Вроде одни говорят, что кто-то был. Сын с ней не общается, ничего не знает, ну человека уже нет...
О первой жертве коронавируса в Волгоградской области главе Роспотребнадзора мало что известно.
— Я не знаю, в сетевом магазине работала или нет, — призналась Ольга Зубарева. — Ну, в магазине. Она, по-моему, техничкой работала.
О коронавирусе в Палласовке: «Большое количество населения»
По данным на 21 апреля, в Палласовском районе зарегистрировано 18 заразившихся коронавирусом, а по числу заболевших район сразу вышел на лидирующие позиции.
— Основная доля случаев по Палласовке связана с завозами из Москвы, — говорит Ольга Зубарева. — Сами понимаете, большое количество населения работает вахтовыми методами в Москве или Московской области и приезжает домой.
Большая Палласовка на 2019 год насчитывала 14 658 жителей. Она находится по населению на 15–18 месте по численности в регионе.
— По каждому случаю проводится эпидемиологическое расследование, определяется круг контактных лиц, выдаётся постановление о медицинском наблюдении. Его осуществляют медики путём ежедневного осмотра, опроса заболевших, — рассказала главный санитарный врач Волгоградской области. — У всех контактных под меднаблюдением, если не было симптомов, на 10-й день отбираются лабораторные исследования. При наличии каких-то симптомов ОРВИ сразу производится их госпитализация в медицинское учреждение с отбором мазков для лабораторных исследований.
Закрывать Палласовку никто не собирается.
— Нет, такой вопрос не рассматривался, — отметила Ольга Зубарева. — Я не могу сказать, какой там всего круг лиц, сколько контактных было. Но все максимально, по работе, по семье. Все были обследованы.
«У нас в области всё отрегулировано»
— Сейчас у нас количество случаев из неблагополучных регионов РФ превалирует следующим образом, — отмечает Ольга Зубарева. — Общее количество завозных зарегистрированных заболеваний из-за рубежа мы сейчас практически не регистрируем. Таких приходится 13 случаев. А завозных случаев из неблагополучных регионов РФ — их доля 26. В основном это Москва и Московская область и один из Санкт-Петербурга.
К моменту опубликования статистики главой Роспотребнадзора в Волгоградской области уже было зафиксировано 111 случаев заражения коронавирусной инфекцией. Границы с другими странами закрыты, а COVID-19 зафиксирован во всех субъектах РФ.
— 21 случай произошёл уже в домашних очагах, — пояснила глава Роспотребнадзора Волгоградской области.
Каким образом заразился коронавирусом ещё 51 волгоградец, Ольга Зубарева не уточнила.
— Всего было выдано 2800 постановлений об ограничительных мероприятиях именно лицам, находящимся под медицинским наблюдением, — рассказала главный санитарный врач Волгоградской области.
По словам Ольги Зубаревой, контролем за приезжающими занимается не Роспотребнадзор, а чиновники.
— У нас в области отрегулировано, предоставляются все списки лиц, которые прибывают. Будь то самолётами, поездами, автобусами. Занимаются муниципалитеты, все муниципалитеты, потом все органы местного самоуправления, которые знают, узнают о прибывших, — поделилась Ольга Зубарева. — Бывает, на личных автомобилях прибывают люди. Формируются списки, и таким людям даём предупреждение, что они должны находиться в течение 14 дней. И заявлять вот так вот, не зная этой информации, что у нас не проводится эта работа, ну я бы не стала об этом говорить так однозначно. Я могу сказать, может быть, у меня не полная информация, но на сегодняшний день, ну вот без малого 10 тысяч выдано количество предупреждений. Любыми органами. Это и местного самоуправления, и РЖД, и аэропортом.
Обязывать крупные компании и РЖД предоставлять списки прибывших в регион в надзорном ведомстве не собираются.
— Ну это легко найти. Потому что в билетах есть даже паспортные данные. Если даже адреса нет, это сейчас легко узнаётся — место проживания, — уверена Ольга Зубарева. — Проверяют прибывших органы полиции. Полиция проводит контроль различными методами.
«Пока стационары справляются»
— Основная доля среди заболевших в нашем регионе приходится на возраст от 30 до 60 лет. Это 50% с небольшим. На следующем месте идут лица старше 60 лет, и это примерно 18%. Эти категории лиц нас сильно волнуют, — поделилась Ольга Зубарева.
Где остальные 32% инфицированных, так и не пояснили.
— По степени тяжести 61,3% — это проходит в виде ОРВИ в лёгкой степени тяжести, 24,3% — это без признаков заболевания, в средней степени тяжести — 11,7% и тяжёлая — 2,7%, — уточнила главный санитарный врач региона.
Не исключила Ольга Зубарева лечение заразившихся COVID-19 на дому.
— Возможно, завтра это просто необходимость будет, — признаёт глава Роспотребнадзора. — Пока стационары справляются.
О запрете работы храмов на Пасху
Накануне Пасхи Ольга Зубарева выписала распоряжение о закрытии храмов для волгоградцев. Но практически все они проводили службы с сотнями прихожан. Наказывать их за это главный санитарный врач, по ее словам, не собирается.
— Ну, здесь полиция, наверное, скорее всего, — рассуждает Ольга Зубарева. — У меня вот просто есть предписание в различные Епархии. И вот за это предусмотрена ответственность, что не представление ответа. Но сейчас говорить об этом рано. Потому что кто-то представил ответ в электронном виде, мы его принимаем. Ну, а, возможно, кто-то почтой, может быть, он придёт позже.
О заражаемости
— Контактные бывают разные. Есть контактные первого порядка. Это самые близкие, с кем человек вместе проживает. С кем близко общается. Это могут быть соседи, коллеги по работе, — делится Ольга Зубарева. — А есть такие контакты. Ну теоретически, что они могли быть контактными. И потом у нас масочный режим, пожалуйста, это самое, нужно в масках. Перчатками пользуются те, кто боится заразиться.
Руководитель федерального ведомства признала, что не во всех случаях можно найти источник заболевания.
— Это воздушно-капельная инфекция. У неё высокая контагиозность. Конечно, мы будем иметь такие случаи, когда не будет установлено, где человек заразился. В общем, ничего удивительного нет. Уже вся Москва, наверное, не знает, каким образом там происходит заражение.
О заражённых медиках и врачах в больницах
— У медицинских организаций выше риск заражения, — говорит Ольга Зубарева. — И потом, если это инфекционный госпиталь, то здесь нет никакого чрезвычайного происшествия. Каких-то... это даже не считается очагом, если там есть какая-то заболеваемость среди медицинских работников. Он уже в этом очаге работает, у нас уже есть этот инфекционный очаг. Поэтому, это и в статистике. А то, что вот 25-я больница сделала — совершенно правильно сделала, чтобы оградить своих пациентов и чтобы не парализовать всю работу оказания медицинской помощи на территории больницы, в том числе высокотехнологичной, которой занимается эта больница.
Ничего страшного в заражении врачей COVID-19 главный санитарный врач не видит.
— Чтобы понятно было, если заболевает медицинский работник, но он уже работает в этом госпитале, — продолжает Ольга Зубарева. — Это не считается, даже если их несколько, какой-то групповой заболеваемостью. Он работает уже в этих условиях.
Многие медицинские и социальные учреждения Волгоградской области работают в режиме, когда медики до двух недель проводят дома, не возвращаясь вечерами или после смен домой.
— У нас по такому пути, работе вахтовым методом, перешли ряд учреждений защиты населения, которые интернаты, психоневрологические интернаты. Где более старшее поколение, закрытый коллектив, где подвержены риску, — поделилась Ольга Зубарева. — И чтобы не допустить заноса извне, они уже как бы с 16 марта все на карантине, как мы по гриппу ввели там ограничительные мероприятия. Ну а сейчас было принято решение, что все сотрудники будут работать вахтами. Ну может от 10 до 14 дней. То есть будут заходить и вместе с обеспечиваемыми находиться в этих интернатах. То есть минимизировать риски.
«Смотрите, как в Москве, а мы...»
О прогнозе распространения коронавируса в Волгоградской области.
— Давайте пока не будет прогнозировать, ну вы же сами видите статистику. Если мы когда-то вам рассказывали о 4, 7 случаях, то сейчас мы уже приводим 11, 18 там, 20 случаев, — говорит Ольга Зубарева. — Давайте посмотрим, как будет развиваться ситуация, смотрите, как в Москве, а мы... Ну уже такая мини, эта самая, идёт повтор этой ситуации в общем-то. Когда уже на тяжёлые случаи большая доля приходится. Из-за рубежа. Будем решать по ситуации, ежедневно заседает оперативный штаб, рассматривается эта ситуация. Рассматриваем, какие нужно принять дополнительные меры, либо какие-то управленческие решения. И вот вырабатывается стратегия. Давайте не прогнозировать. Мы ещё не жили в такой ситуации ни разу.
Всю информацию о коронавирусе узнавайте в режиме онлайн.